МИНСК, 28 июн — Sputnik. К ритуальному залу лечкомиссии на Красноармейской с утра стягиваются люди — среди них и чиновники министерства культуры, но все же куда больше — родственников, друзей и коллег великого композитора Сергея Кортеса.
"Я бы с радостью поговорил, но мне нужно успеть попрощаться с Сергеем", — говорит, блуждая в коридорах лечкомиссии в поисках ритуального зала, один из друзей Кортеса.
У входа в зал — толпа людей, обсуждают Кортеса-человека и Кортеса-музыканта.
"Он до последнего верил в жизнь", — рассказывает молодой человек в майке "Metallica". Это сын Сергея Альбертовича, тоже Сергей.
"Он умел любить. Он был человек верующий, он отрицал смерть на подсознательном уровне, не рассматривал ее как вариант. Еще несколько дней назад обсуждали с ним, как он поедет под Москву отдыхать. Ему откачивали жидкость из легких, а он хотел попросить врачей, чтобы они дали ему с собой грушу, чтобы он сам мог это сделать. Все, что угодно — но не смерть", — рассказал Кортес-младший.
Он говорит, что главное, чему научился у отца — вере и любви. Несмотря на большое количество пришедших проводить композитора в последний путь, сын знает здесь почти каждого.
"А меня вы, Сережа, не знаете?" — спрашивает немолодая женщина и представляется — Алла Георгиевна.
"Я — та, к кому Сережа сел за парту. Он приехал, и первого сентября его посадили со мной за парту, и мы с ним держали математику за весь класс!"
"Он рассказывал: когда приехал в Минск в 1956 году, все одноклассницы из-за него переругались. В школе был лифт, и он, выходя, всем девочкам подавал руку. Руку подавал тем, кто был ближе, он рос в такой стране, где девушек таким образом не кадрили, это было нормально — подать девушке руку", — улыбается Сергей.
Сергей Кортес приехал в Беларусь из Чили. Первые 20 лет жизни будущий белорусский композитор провел в Аргентине, учился музыке в Буэнос-Айресе. В 1947 году семья подала прошение о советском гражданстве и возвращении на родину, и только в 1955 году им позволили приехать в Минск.
Несмотря на печальный повод для встречи, несмотря на то, что многие плачут у входа в зал, атмосфера не гнетущая. Собравшиеся вспоминают каждый свой эпизод знакомства с великим композитором. Кто-то работал с ним, кто-то был его учеником, кто-то жил в одном доме — и каждый вспоминает самые светлые моменты.
"Он был неформальный директор, очень трепетный. При нем все было живо, мы стали ездить на гастроли, люди почувствовали себя свободно. Мы работали с ним почти пятнадцать лет", — вспоминает о Кортесе его коллега из Театра оперы и балета, художник Людмила Гончарова.
Здесь же немало учеников Кортеса.
"Познакомился с ним в 60-х годах, когда учился в Музыкальном училище им. Глинки. Он преподавал музыкальный анализ, и высказывания его всегда были смелыми. При этом облик его всегда был обликом интеллигента, человека мягкого — и эта мягкость и смелость удивительным образом сочетались в нем", — вспоминает Кортеса музыкант Юрий Видехин.
В толпе обсуждают музыку, произведения, созданные самим Кортесом, вспоминают эпизоды совместной работы, а рядом, не ввязываясь в беседы о музыке, скромно стоят родственники композитора, которые знают его больше иных — как человека, а не только как музыканта.
"Это был великий человек. Вчера мне пришло сообщение от друга, с которым учился в институте и которого не видел лет тридцать. В сообщении говорилось: "Прими соболезнования, это великий человек, я видел его один раз, но это память на всю жизнь". Светлейший человек, очень жаль, что уходит это поколение — таких людей нет и не будет уже. Бог дал жить рядом с Сергеем Альбертовичем, с его братом, с моей мамой…", — вспоминает племянник Григорий.
"Здесь много людей, с которыми он работал на киностудии, в театре — да вот величайшие артисты идут с цветами", — добавила племянница Кортеса Марианна.
Прощание с композитором, бывшим художественным руководителем белорусской оперы Сергеем Кортесом состоялось во вторник в ритуальном зале Республиканского клинического медицинского центра.
Сергей Кортес скончался 26 июня. Он был легендарной личностью в истории белорусской музыки и театра, написал десятки музыкальных партитур к драматическим спектаклям, поставленным в разные годы в Купаловском и Русском театрах, других театрах страны.
Будучи главным музыкальным редактором киностудии "Беларусьфильм" в 1980-е, композитор написал музыку ко многим фильмам, в числе которых знаменитые "Возьму твою боль", "Черный замок Ольшанский" и другие.
Международную известность композитору принесли инструментальные, а также вокальные и вокально-симфонические циклы произведений на стихи Евгения Евтушенко и Янки Купалы, Максима Танка и Гарсиа Лорки, Николаса Гильена и Жака Ленуара.
С 1991 года Сергей Кортес был директором Государственного театра оперы и балета Беларуси и художественным руководителем оперы, с 1996 до 2002 года руководил белорусским Национальным академическим Большим театром оперы.
Композитором написаны пять опер, а его балет "Последний Инка" с успехом был поставлен в Гаване. В феврале 2015 этот балет Сергея Кортеса был представлен на сцене Большого театра Беларуси (премьерный спектакль назывался "Кто я?").