Вера Дашкевич, Sputnik.
"Секретный язык" — это не кино в чистом виде, скорее, постановочная "обучалка" для младших школьников и подростков. Авторы рассудили, что дети любят приключения и разные секреты, потому неизбежно заинтересуются таинственными историями, в которые попадают герои. Героев четверо: две девочки и два мальчика, которые используют для общения свой язык, точнее, язык жестов.
Кстати, девочкам пришлось учить язык по-настоящему. Они здоровы. А вот мальчишек на главные роли искали среди не слышащих. Они абсолютно глухие, даже не говорят. Такой "иноязычный" актерский состав был изначальным требованием, которого решили придерживаться авторы.
Пилотный выпуск снят, смонтирован и готов к показу. Но ни эфира, ни четкого понимания, как и за какие средства организовать производство, у авторов пока нет. Есть только уверенность, что это кино обязательно нужно делать.
Кино за свои
Пилотную серию снимали своими средствами. По дружбе просили знакомых помочь с камерой, светом, монтажом. Начинающие актеры в буквальном смысле работали "за еду" — школьников, которые принимали участие в съемках, кормили обедами.
"Что меня больше всего удивило, что этим проектом горела не только я, но абсолютно все. Родители детей, вахтер и директор в школе. Сценарист, звукорежиссер. Они горели. И это вдохновение вселяло силы", — рассказала режиссер сериала "Секретный язык" Анастасия Ермакова.
Идея первой серии "Спасаем уток" тоже ее — из личного опыта. По сценарию, команда супергероев решает подкормить птиц на пруду. Но чтобы выполнить миссию, надо незаметно пронести хлеб, собранный в столовой, мимо вахтера.
"Вахтер", "хлеб", "осторожно" и "вперед" — это те слова-жесты, которые предлагают запомнить зрителю первой серии.
"Главная задача этого фильма — исключить языковой барьер. Поэтому мы специально взяли ребят слышащих и не слышащих, чтобы на практике решить проблемы… и знаете — они очень сдружились. Девочкам стало интересно, для них это было как игра. Они потом общались, и не было вообще никакого барьера. Объяснялись на пальцах, писали, даже шутили между собой", — заметила Ермакова.
Идем к вам
Ни у Ермаковой, ни у главного двигателя этого проекта, директора Республиканского дворца культуры имени Шарко Белорусского общества глухих Евгения Волобоева, нет проблем со слухом и нет близких, страдающих этим недугом.
Волобоев смеется, что всю жизнь работает с особенными людьми: ставил спектакль с колясочниками, занимался "ДЦПэшниками, аутистами, даунятами, глухими, не работал разве что с незрячими".
И каждый раз вместо традиционных причитаний "нас не хотят и избегают", он пытался сконструировать ситуацию, при которой обычные люди сами потянулись бы к его подопечным. И практически каждый раз у него получается.
К примеру, на его мюзиклы, где на сцене играют, танцуют и поют глухие, с удовольствием ходит и слышащая публика.
"У нас сейчас стабильно: на первые два спектакля идут все наши, смотрят, говорят "можно". А потом идут обычные люди по билетам. У нас же билеты не купить!" — заметил Волобоев.
Но зал ДК — это 500 мест. А в Минске два миллиона человек, которые при виде человека, общающегося жестами, не знают, как реагировать, объясняет он свою новую кино-инициативу.
Волобоев убежден, что барьер можно и нужно ломать с другой стороны. Ведь проблема не только в непохожести, а в том, что современным людям вообще нет дела друг до друга — даже абсолютно здоровым и даже в отношении соседа. Потому нужно удивлять и заинтересовывать.
Что дальше
В идеале, нужны спонсор и эфир. Впрочем, об эфире, полагает Волобоев, можно было бы договориться уже сейчас. Но нет уверенности, что его команда энтузиастов справится с тем темпом и объемом, которые предполагает телепроизводство.
"Прежде чем идти на ТВ, я должен быть уверен, что мы сможем производить как минимум по серии в неделю. Возможно, придется создавать две-три группы, и надо быть к этому готовыми", — объяснил директор РДК.
Отступать он не намерен. Слишком ясно понимает, для чего это нужно — и тем, кто испытывает сложности со слухом, и тем, кто испытывает неловкость, когда видит говорящих жестами. А на детей решили ориентироваться, потому что, во-первых, они не так подвержены стереотипам и открыты к новой информации, а во-вторых, глядишь, смогут заинтересовать "секретным языком" и взрослых.
"Вторая серия будет, должна быть. Если ты сделал первый шаг, и это шаг в нужном, правильном направлении, тоннель впереди обязательно откроется", — убежден автор идеи.