Дмитрий Босак, Sputnik.
Спрос на клубнику из-под Дрогичина, или, как поправляет Анатолий Владимирович, на землянику садовую, есть не только у минских перекупщиков. Ее везут в Москву, в Санкт-Петербург и даже в Анапу.
"У них клубника начинается почти на месяц раньше, чем у нас. Но там она уже прошла, а у нас только появилась", — объясняет фермер визиты покупателей из Краснодарского края.
Раньше россияне закупали ягоды в Украине, но теперь они едут сюда, в деревню Немержа. В фермерском хозяйстве "Жарко" работают всего 11 человек. Но во время "клубничной лихорадки" на поле приезжают люди даже из соседних районов области. На уборке красной ягоды одновременно трудятся до 100 человек.
Минск и Москва клубнику любят
Главе хозяйства Анатолию Жарко 60 лет. Родом он из Дрогичинского района, закончил мореходную школу в Аральске, ловил рыбу, работал на шахтах, на стройке, в колхозе. Четыре года жил в Германии. В конце концов, мужчина вернулся на родную землю и начал заниматься любимым делом. Уже 27 лет он — фермер. Один из первых, кто начал этим заниматься в Брестской области.
"Тогда фермеров не было. В то время только начинали давать в аренду землю и технику. Я взял в аренду землю. Технику купил за свои, частично в кредит. Построил деревянный коровник, купил 20 коров и начал доить молочко. Зарабатывали нормальные деньги. Помню, 34 копейки литр молока стоил, а литр солярки — 9 копеек", — поделился собеседник.
Потом хозяйство переквалифицировалось в земледельческое — начали заниматься сахарной свеклой, морковкой, огурцами. Так дошли до яблоневого сада, ягод и, наконец, клубники. Сейчас во владении КФХ "Жарко" 240 гектаров земли, из которых 30 заняты различными сортами популярной ягоды. А начинали 16 лет назад с 20-ти экспериментальных соток. Прижилась. Также Анатолий Владимирович выращивает малину, голубику и черную смородину.
"Если на малину спрос нестабильный, то на клубнику пока есть всегда. Основная масса уходит в Минск, в этом году практически половину вывезли в Москву. Есть, конечно, непредвиденные обстоятельства. Бывает, дождь в Москве пошел, и рынок стал. И у нас все остановилось. Бывает, цена резко падает, но потом нормализуется", — пояснил Анатолий Жарко.
На хлеб с маслом хватит, а миллионов не заработаешь
В этом году средняя цена за килограмм клубники держится в районе 20 тысяч рублей. Сезон начался довольно рано. Как рассказал фермер, реализовывать ягоду они начали с 26 мая. Плодоносить, по расчетам Жарко, она будет до конца июня. Не всегда сезон проходит гладко.
"Любой случай может поломать твои расчеты. Стараешься перестраховаться. В этом году весной некоторые посадки повредили талые воды. Куда от этого уйдешь. Больших денег в этой сфере не заработаешь. Будет кусок хлеба с маслом, может, даже с икрой иногда. Можно чуть-чуть детям даже помочь. Но так, чтобы миллионы-миллиарды — не получится", — рассказал фермер.
Основные сорта, которые выращивает Анатолий Владимирович — голландские Кимберли, Вима Занта, итальянские Клери, Альба, Роксана и американский Хоней. При выборе сортов мужчина ориентируется на свой вкус и спрос среди покупателей.
"Я уже очень много перепробовал. Один сорт покажет себя хорошо в определенной местности, а другой уже нет. Выбираю, естественно, чтобы была сладость, чуть-чуть кислинка. Смотрю на транспортабельность", — рассказал собеседник Sputnik.
Вся уборка идет ручным способом. Труд людей и спрос формируют стоимость килограмма. Варианты механизации сбора ягод фермер пока не рассматривает.
"Три тысячи за килограмм мы платим людям за уборку. Некоторые женщины зарабатывают и 500 тысяч рублей в день. Японцы сделали робот. Но на одну женщину нужно два робота. В нем стоят фотоэлементы, он смотрит, красная ягода или зеленая, и срывает. Но женщина сделает намного больше, и стоит этот труд дешевле", — признается мужчина.
Фермеры-первооткрыватели
Фермер, по мнению Жарко, это призвание. С 12 лет Анатолий Владимирович и косил, и пахал, к земле тянуло с детства. Удовольствие от работы получает и в 60-летнем возрасте.
"Получилось что-то — хорошо, не получилось — ну, поругаешься на себя. Начинаешь думать, почему. С другой стороны заходишь. Все складывается постепенно", — поделился фермер.
Несмотря на солидный опыт в деле, до сих пор мужчина открывает для себя что-то новое в сельском хозяйстве. По словам Жарко, фермерство в Беларуси хоть и существует несколько десятков лет, но это только первое поколение представителей профессии — учиться не у кого.
"Надо стараться увидеть всегда, что будет завтра и послезавтра. Не повернешься в нужный момент в нужную сторону — все, ты остался сзади. Тебе долго и упорно придется догонять, с потом и кровью", — добавил Жарко.
Как сделать из Дрогичина ягодную столицу
В планах фермера создать в Дрогичине ягодный рынок, наподобие клубничного во Дворце в Лунинецком районе. Территория уже есть. К сезону малины в августе, надеется Жарко, рынок будет открыт.
"Туда будут съезжаться перекупщики и продавцы. Государственная служба будет выдавать справки о прохождении фитосанитарного контроля. Въезд для крупных клиентов будет платный. Хотим, чтобы к нам ехали, как ездят в Столин за огурцами или в Лунинец за клубникой", — поделился задуманным фермер.
Анатолий Жарко делится и другими планами — намерен построить цех по переработке ягод на джемы и соки, а также линию заморозки ягодной продукции. Дел и задач впереди немало. Главное, чтобы погода и силы не подвели.