США вновь продлили на год санкции против ряда белорусских официальных лиц с формулировкой их деятельности как "чрезвычайной угрозы национальной безопасности и внешней политике США".
Несмотря на это, Минск не теряет оптимизма и надеется на то, что юбилейный, десятый год действия персональных санкций станет последним, а наметившаяся нормализация белорусско-американских отношений приведет в итоге к полной отмене всех ограничений против Беларуси.
Примечательно, что очередное продление санкций совпало с достаточно интенсивным процессом нормализации белорусско-американских отношений и даже признанием конструктивного вклада Беларуси в поддержание региональной стабильности и безопасности. И это скорее свидетельствует о наличии стереотипов и инерции мышления американской бюрократической машины, нежели о реальных угрозах национальной безопасности и внешней политике США со стороны Беларуси.
История санкционного давления
Санкции, десятый, "юбилейный" год действия которых "отмечают" белорусско-американские отношения, являются не единственными, введенными со стороны США. На сегодняшний день в отношении Беларуси действуют персональные и секторальные (экономические) санкции.
Первые экономические и политические ограничения против Беларуси были введены в 2004 году в связи с нарушениями прав человека и подрывом демократических процессов после того, как американский президент Джордж Буш подписал одобренный Конгрессом "Акт о демократии в Беларуси". Документ демонстрировал глубокую обеспокоенность США в связи с недемократическими процессами в Беларуси. Сам "Акт о демократии в Беларуси" был внесен на рассмотрение в Конгресс США еще в 2002 году сопредседателями Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе сенатором Беном Найтхорсом Кэмбелом и членом палаты представителей Кристофером Смитом, но без каких-либо результатов.
Однако в сентябре 2004 года в Беларуси прошел референдум (отменивший ограничение на количество президентских сроков) и парламентские выборы, и власти США посчитали, что они были проведены в "атмосфере нарушений и страха", что дало повод для повторного рассмотрения "Акта". Тогда же крайне радикальную позицию США по отношению к белорусскому руководству изложил сенатор Джон Маккейн.
В соответствии с "Актом о демократии в Беларуси", правительству США запрещается предоставлять белорусскому правительству какие-либо займы, кредитные гарантии, страховые выплаты, финансирование и любое иное финансовое содействие. Представителям США в международных организациях, таких как МВФ, Всемирный банк и других, предписывается голосовать против предоставления любого содействия Беларуси по линии этих организаций за исключением сферы гуманитарного сотрудничества. Конгрессу и президенту США также предписывается координировать выполнение данного акта с другими государствами, прежде всего европейскими, поощряя их идти на аналогичные санкционные меры в отношении Республики Беларусь.
После президентских выборов в Беларуси в марте 2006 года действие "Акта" было продлено еще на два года. Тогда же и был принят исполнительный приказ американского президента Джорджа Буша № 13405 от 16 июня 2006 года, вводивший дополнительные санкции против некоторых белорусских официальных лиц, включая Александра Лукашенко.
Секторальные экономические санкции со стороны США были введены в отношении "Белнефтехима" в ноябре 2007 года в связи с нарушением прав человека в Беларуси. В марте 2008-го, после того как власти Беларуси отказались освободить бывшего кандидата в президенты Александра Козулина, США ввели санкции в отношении всех предприятий, входящих в состав концерна. Позже были введены санкции против предприятий "БелОМО", "Белтехэкспорт", "Белвнешпромсервис".
Примечательно, что в 2008 году действие "Акта" не было продлено. Это было связано с начавшейся волной нормализации отношений между Беларусью и Западом, которая последовала сразу же после августовской "пятидневной войны" между Россией и Грузией. Как в случае с украинским кризисом, белорусская сторона заняла нейтральную позицию в данном конфликте. К тому же Минск впоследствии не признал независимости самопровозглашенных государств Южной Осетии и Абхазии. Такая позиция была расценена на Западе как конструктивный вклад в региональную стабильность и безопасность и дала импульс нормализации отношений Минска с Брюсселем и Вашингтоном.
19 декабря 2010 года прошли очередные президентские выборы в Беларуси, которые закончились столкновениями между протестующими представителями оппозиции и гражданского общества и силовиками. В США действия белорусских властей были расценены как непропорциональные и подрывающие демократические процессы. В итоге это привело к тому, что в конце 2011 года был принят новый документ под названием "Акт о демократии и правах человека в Беларуси", усиливавший прежние и вводивший новые политические и экономические ограничения против белорусских властей. Документ расширил круг упоминаемых чиновников, прибавив к ним сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, США призвали Международную федерацию хоккея приостановить подготовку к Чемпионату мира 2014 в Минске, а также ввели санкции в отношении отдельных белорусских предприятий, запретив деловые контакты с ними и заморозив их активы. В начале 2012 года на территорию США был запрещён въезд президенту Александру Лукашенко вместе с еще 157 белорусским чиновникам.
Ситуация вновь кардинально изменилась в 2014 году в связи с украинским кризисом. Как и в случае с грузино-российским конфликтом в августе 2008 года, Минск занял нейтральную позицию и даже предоставил переговорную площадку для поиска решения конфликта, что было расценено американской стороной как конструктивный вклад Беларуси в региональную стабильность и безопасность. Это в свою очередь открыло окно возможностей для начала дипломатической разрядки, выразившейся в разморозке официальных и дипломатических контактов между Минском и Вашингтоном. Власти США остались вполне удовлетворены решением белорусских властей освободить политических заключенных, как и результатами президентской кампании в октябре 2015 года, прошедшей в спокойной атмосфере по сравнению с президентскими выборами декабря 2010 года.
В связи с некоторым прогрессом в сфере демократии и прав человека, а также с целью поддержки независимости и суверенитета Беларуси в конце октября 2015 года Белый дом принял решение о приостановке экономических санкций в отношении нескольких белорусских предприятий. Собственность таких предприятий в юрисдикции США, как ОАО "Белшина", ОАО "Нафтан", ОАО "Гродно Азот", "Белорусский нефтяной торговый дом", ОАО "Гродно Химволокно", ОАО "Лакокраска", ОАО "Полоцк-Стекловолокно", Belneftekhim USA Inc., концерн "Белнефтехим" по-прежнему заблокирована, но теперь разрешены финансовые транзакции с ними. Очевидно, что во многом благодаря позиции США стало возможным начало переговоров о выделении Беларуси новой кредитной программы со стороны МВФ. Тот факт, что штат посольства США в Минске расширяется за счет советника по экономическим вопросам, также свидетельствует о растущем экономическом интересе к Беларуси.
Заморозка санкций будет действовать, как минимум, до проведения парламентских выборов в Беларуси в сентябре этого года. Судя по всему, по итогам парламентской кампании США и будут принимать решение о дальнейшей судьбе санкций, а также в целом будут пересматривать свой подход к выстраиванию отношений с Беларусью.
Зачем Беларуси отмена американских санкций?
Белорусское руководство всегда заявляло о несправедливом характере введенных со стороны США санкций. По мнению Минска, введя односторонние ограничительные меры, американская сторона нарушила взятые на себя международные обязательства, предусмотренные статьей 3 Будапештского меморандума в связи с добровольным отказом Беларуси от статуса ядерной державы в 1994 году. В ней США подтверждали Республике Беларусь "свое обязательство в соответствии с принципами Заключительного акта СБСЕ воздерживаться от экономического принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Республикой Беларусь прав, присущих ее суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущество любого рода". В свою очередь, США никогда не признавали этих обвинений и считали их необоснованными.
Не секрет, что сложная ситуация в белорусской экономике, кризис традиционных (прежде всего российского) рынков сбыта белорусской продукции вынуждает белорусские власти диверсифицировать экспорт и искать новые источники привлечения инвестиций и технологий для преодоления кризисных тенденций. Нужно сказать, что начиная с 2000-х годов США занимали 5-6 место среди основных торговых партнеров Беларуси. В 2007 году, даже несмотря на санкции, товарооборот Беларуси и США достиг исторического максимума и составил 740,8 миллиона долларов. А вот по итогам 2015 года товарооборот между странами составил 569 миллионов долларов. При этом белорусский экспорт составил 123,2 миллиона долларов США. Экспорт Беларуси в США включает в себя такие позиции, как изделия из металла, льняные ткани, рентгеновское оборудование, оптические приборы, продукцию деревообработки, продукты питания. Для Беларуси США остается основным поставщиком двигателей внутреннего сгорания, легковых и грузовых автомобилей, медицинского оборудования и медикаментов. Отдельно необходимо сказать про экспорт услуг из Беларуси в США. По итогам 2015 года он составил 344 миллиона долларов и включал в себя в основном услуги в сфере IT.
На сегодняшний день в Беларуси зарегистрировано свыше 380 предприятий с американским капиталом. Представительства таких хорошо известных американских компаний, как EPAM Systems, Exadel, Microsoft, HP, Culligan, Coca-Cola и McDonald's успешно работают в Беларуси. Ряд из них, а также другие американские высокотехнологичные компании зарегистрированы в качестве резидентов белорусского Парка высоких технологий и имеют свои представительства в Беларуси.
Таким образом, даже несмотря на санкции, белорусско-американское торгово-экономическое сотрудничество развивается достаточно стабильно. С учетом начала процесса нормализации отношений представляется возможным придать новый импульс этому сотрудничеству. В этом контексте белорусская сторона заинтересована в расширении доступа к американскому рынку по таким экспортным статьям как сельскохозяйственная продукция и продукция нефтехимической промышленности (последняя позиция особенно пострадала из-за экономических санкций). В то же время с учетом серьезных экономических вызовов и масштабных задач модернизации национальной экономики белорусская сторона нуждается в американских инвестициях и технологиях. Поэтому как только начался процесс дипломатической разрядки между Минском и Вашингтоном в сентябре 2014 года в Нью-Йорке состоялся первый Белорусско-американский инвестиционный форум.
С учетом нынешней геополитической ситуации Беларусь имеет достаточно неплохой потенциал привлечения американских инвестиций. Взаимное санкционное противостояние России и Запада, членство Беларуси в ЕАЭС (рынок 180 миллионов человек), выгодное географическое положение, военно-политическая стабильность — все это играет в пользу того, чтобы американские инвесторы обратили внимание на Беларусь, особенно те, которые по каким-либо причинам собираются уходить из России в связи с неопределенностью ситуации. Однако чтобы это внимание конвертировалось в реальный поток американских инвестиций, белорусской стороне необходимо проделать ряд шагов, чтобы перестать восприниматься в США как "чрезвычайная угроза национальной безопасности и внешней политики". Эти шаги связаны не только с постоянной демонстрацией приверженности миру и безопасности в регионе, но и соответствием некоторым ожиданиям американской стороны в плане продолжения общественно-демократических преобразований в стране.