Нынешнее напряжение в отношениях Турции с большинством европейских стран, вызванное миграционным кризисом, обогатилось резолюцией германских парламентариев под названием "Память о геноциде армян и других христианских меньшинств в Османской империи 101 год назад".
Решение депутатов Бундестага вызвало предсказуемую негативную реакцию Анкары, мгновенно отозвавшей "для консультаций" своего посла из Берлина. Следует напомнить, что это не первый такой дипломатический демарш Турции в отношении тех, кто уже принимал подобные документы. Но ни с кем из них так и не были разорваны дипломатические отношения, что может быть подтверждением истинных причин такого рода "уколов" — резолюций евростолиц Анкаре, уже более 30 лет по-прежнему мечтающей попасть в Евросоюз.
И судя по последним заявлениям британского премьера, поведению некоторых других ответственных европейских политиков, перспектива членства в ЕС Турции светит так же, как в свое время обещанный коммунизм советскому народу. Явно нервничая от такого отношения, властный Эрдоган стал испытывать Европу, регулируя потоки мигрантов, беженцев, ввергая страны ЕС в состояние, которое наблюдатели все чаще называют "геморроем". А некоторые иные и вовсе стали вспоминать свою историю времен Османской империи.
Германский парламент далеко не первым назвал геноцидом армянскую трагедию. Российская Госдума еще в далеком 1995 году ясно эту трагедию осудила. Что касается Европарламента, то он геноцид армян официально признал еще в 1987 году, а своей резолюцией от 2015 года призвал страны ЕС признать трагедию.
К 100-летию этой трагедии, 24 апреля 2015 года, геноцид армян 1915 года признали: Боливия, Чили, Швеция, Австрия, Литва, Польша, Венесуэла, Нидерланды, Словакия, Швейцария, Италия, Ватикан, Греция, Франция, Бельгия, Ливан, Канада, Россия, Кипр, Уругвай, Европарламент, Совет Европы, 46 штатов Америки. Но в этом перечне почему-то отсутствуют союзники России по постсоветским интеграционным образованиям. Правда, некоторые из них, заседая в Совете Европы — старейшей паневропейской структуре, признавшей геноцид армян, — считают достаточным для себя быть таким образом в данной теме. Однако вполне вероятно, что Анкара в своих двусторонних отношениях учитывает, к примеру, кто и как голосовал при принятии резолюции на заданную тему.
До сих пор пристальный анализ взаимосвязи, реального влияния на отношения Турции с теми, кто осудил, признал геноцид армян, особо не просматривался. Но после фактического разрыва отношений между Москвой и Анкарой по вине последней, ситуация для Турции стала заметно меняться на постсоветском пространстве в негативном направлении. И независимо от отношения Анкары к западным санкциям в отношении России, турецкий бизнес оказался в сложном положении, фактически потеряв российский рынок.
Предложения на тему включения Турции в зону свободной торговли Евразийского экономического союза канули в бессрочную перспективу. Она "заискрила" еще тогда, когда в ЕАЭС появилась Армения. Правда, некоторое время спустя, в ее парламенте стала подыматься и тема выхода из этого союза из-за неудовлетворенности, отсутствия выгод от нахождения в нем. На сегодняшний день в Ереване пообещали отложить эту тему на год. Надо так понимать, к тому времени республика должна стать парламентской. Но не факт, что к тому времени противников евразийской интеграции в армянском парламенте окажется большинство. В то же время, нельзя полностью исключать возрастания активности сторонников европейской интеграции, как в парламентском, так и других измерениях армянской политики. В том числе, опираясь на сторонников такой интеграции на постсоветском пространстве, не входящих в относительно новые (ЕАЭС), так и прежние (СНГ) интеграционные образования.
Вряд ли без внимания окажется и ОБСЕ. Стоит напомнить, что 1-5 июля текущего года в Тбилиси состоится 25-я сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ, где безусловной темой в повестке дня будет карабахская тема и деятельность Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху. Очевидно, что находясь в многолетнем конфликте, Армения и Азербайджан вновь попытаются использовать в своих интересах "на всю катушку" эту международную площадку. При этом, особо придавая значение нынешнему председательству в ОБСЕ Германии. И отнюдь не факт, что на нынешней сессии ПА ОБСЕ все делегации стран-участниц ряда постсоветских интеграционных структур (ПА ОДКБ, Парламентское собрание Союзного государства) выступят с единой позицией по Карабаху, да и на возможную турецкую тему, связанную, в том числе, с массовой миграцией в Европу. Может быть, большая консолидация позиций в Тбилиси будет наблюдаться у делегатов сотрудничества в парламентском измерении, к примеру, стран Вышеградской группы, регионов Балтийского и Черного морей и, особенно, Парламентской ассамблеи НАТО. Предполагая значимость такого перечня участников форума ОБСЕ в Тбилиси, следует учитывать влияние на него ожидаемого 8-9 июля другого международного форума — Саммита стран НАТО в Варшаве. Насколько известно, на это мероприятие были приглашены и ряд представителей не только стран-членов Альянса, коим является также Турция.
Некоторые наблюдатели склонны ожидать и повышенную активность турецких парламентариев на предстоящем этом форуме в Тбилиси. Особенно, в рамках ТюркПА — Парламентской ассамблеи группы тюркоязычных государств (Турция, Азербайджан, Казахстан и Киргизия), штаб-квартира которой расположена в Баку. Определенное значение роли турецких парламентариев может иметь то, что Турецкая Республика пока еще не стала президентской. И роль парламента в стране остается значительной. Правда, по вопросу геноцида армян между ветвями власти в Турции противоречий не наблюдается. Как известно, непризнание трагических событий начала ХХ века в Османской империи геноцидом является последовательной позицией официальной Анкары.
Как показалось многим, неожиданная резолюция Бундестага "Память о геноциде армян и других христианских меньшинств в Османской империи 101 год назад" появилась благодаря армянскому лобби. В связи с этим, поверенного посольства Турции в Германии вызвали в МИД ФРГ для разговора о "событиях последних дней и реакции на голосование по армянской резолюции в бундестаге".
"В беседе речь шла о традиционно тесных и доверительных отношениях между Германией и Турцией и было подчеркнуто, что последние высказывания о немецких депутатах не соответствуют этому и восприняты с непониманием", — сообщил представитель МИД.
Можно напомнить, что принятие подобных документов в евростолицах турецкая сторона также приписывала армянскому лобби. Правда, по поводу давнего решения Госдумы на нервную для турок тему Анкара вслух как-то громко не говорила, интенсивно развивая в этом году двусторонние отношения с Москвой. Одно другому не мешало по прагматическим соображениям. Но трагедия со сбитым турками российским военным летчиком и отказ Анкары даже извиниться за случившееся так и не смогли сдержать многолетний прагматизм Москвы, превратив их отношения в ненормальные, а то и враждебные. В Анкаре ясные условия Москвы для нормализации отношений, похоже, не слышат.
Что касается нынешних турецко-германских отношений, то канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что не понимает претензий турецкой стороны к Бундестагу, депутаты которого избраны немецким народом. По ее мнению, Турции следует начать переговоры напрямую с Арменией. Но, судя по всему, ее в Анкаре также не услышали. Так что отсутствие должного понимания с таким союзником по НАТО, как Турция, порождает повышенное волнение, а то и озабоченность у остальных участников предстоящего в Варшаве Саммита НАТО.