Ольга Сухаревская, магистр внешней политики, правовед — для Sputnik
На саммите Евразийского экономического союза в Астане президент РФ Владимир Путин отметил: "Мы не ждем волшебных средств от нашего взаимодействия, но, без всяких сомнений, это будет нам помогать преодолеть текущие сложности. В этом я нисколько не сомневаюсь".
В свою очередь, глава Беларуси Александр Лукашенко подчеркнул необходимость единства: "Нам надо самим быть сильными, надо укреплять всячески свой союз, тогда нам легче будет вести диалог и с Европейским союзом, и с Китайской Народной Республикой, и с другими. Тогда мы будем сильными и выступать с единых позиций".
"У наших стран нет другой альтернативы", — согласился киргизский лидер Алмазбек Атамбаев.
Понимание безальтернативности евразийской интеграции и необходимости единой согласованной позиции крайне важно в условиях наметившейся в последние годы тенденции к регионализации мировой торговли. В мире активно идет формирование именно региональных зон свободной торговли и экономических союзов.
Двойные стандарты ВТО
Сегодня практически никто в мире не оспаривает авторитета и важности Всемирной торговой организации и установленных в ней единых правил мировой торговли. Все члены ЕАЭС, за исключением Беларуси, находящейся в процессе завершения переговоров о вступлении в ВТО, уже являются членами этого всемирного торгового клуба. А сам Евразийский союз построен в соответствии с правилами и нормами ВТО.
Именно единые согласованные позиции экономических партнеров дают наибольший эффект в защите ими своих национальных интересов. Примером может служить Евросоюз, давно уже выступающий единым членом ВТО. Именно этот синергетический эффект и отметил белорусский президент, в полной мере столкнувшийся с последствиями "единства" Европы.
Учитывая последние тенденции в развитии мировой торговли, срабатывает правило "один в поле не воин". И получается, что созданная изначально как механизм защиты интересов развитых государств, позволяющий, с одной стороны, активно защищать свои рынки, с другой — беспрепятственно осваивать чужие, ВТО обеспечило закрепление существующего разрыва в уровнях экономического развития стран.
Причем организационные процедуры ВТО допускали возможность навязывать новичкам реформы в русле "Вашингтонского консенсуса" и выполнение дополнительных требований за рамками соглашений Уругвайского раунда.
Ярчайшим свидетельством стремления Запада сохранить статус-кво стал провал Дохийского раунда переговоров о либерализации торговли, длившийся около семи лет. Постоянный представитель Южной Африки при ВТО Файзел Исмаил прямо назвал виновника срыва переговоров в Дохе: "Предпосылки для тупиковой ситуации на переговорах раунда Доха заложил торговый представитель США Рон Кирк. Он начал утверждать, что переговорные тексты 2008 г. не соответствуют интересам американцев, и крупные развивающиеся страны должны предоставить дополнительные уступки по доступу на рынок в дополнение к тем, которые уже содержатся в тексте председателя. Основным обоснованием для этого аргумента служил тезис о том, что крупные развивающиеся страны растут быстрее, чем США, и увеличивают свою долю в глобальном росте".
Воистину, наглость — второе счастье, если учесть, что ВВП на душу населения в 2015 году в Казахстане составляет 9795 долларов, России — 9054 доллара, Беларуси — 5749 доллара, Армении — 3534 доллара, Киргизии — 1112 доллара. Тогда как в США этот показатель достигает 55 805 долларов.
Двойные стандарты давно стали визитной карточкой ВТО. Достаточно вспомнить отказ ЕС от сокращения субсидирования сельского хозяйства, сужение до предела списка наиболее бедных стран, которым предоставляются льготы в приобретении фармацевтической продукции, а также санкционные войны, с которыми столкнулись Россия и Беларусь. Очень примечательно, что в докладе офиса торгового представителя США утверждается, что Россия нарушила принципы ВТО, введя ограничения в ответ на санкции США, Евросоюза и ряд других стран. То, что сами антироссийские санкции со стороны Запада являются нарушением принципов ВТО, американцы — почему-то! — не учитывают.
Конкуренция интеграционных проектов
Деградация единых правил международной торговли и отчетливое стремление развитых государств любой ценой сохранить внеконкурентные преимущества в мировой торговле породило и другую тенденцию: своеобразную "войну зон свободной торговли". Вашингтон активно навязывает проекты Транстихоокеанской, Североамериканской и Трансатлантической ЗСТ, стремясь исключить из процессов интеграции Россию, Китай и наиболее динамично развивающиеся государства Латинской Америки.
В этом контексте проекты по созданию зон свободной торговли и интеграции в рамках ЕАЭС, ШОС, БРИКС и Евроазиатской ЗСТ, а также проекты сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Нового Шелкового пути дают участникам евразийских союзов возможность обеспечить для себя рынки, самодостаточные по своей емкости и дающие возможности для устойчивого развития.
Безусловно, в этих процессах "интеграции интеграций", включая и идею создания свободного экономического пространства от Лиссабона до Владивостока, существует масса сложностей. Многие государства справедливо опасаются роста влияния мощных игроков на свои национальные экономики. Тем важнее укрепление единства в рамках Евразийского союза, преимущество которого в том, что входящие в его состав государства обладают достаточной дополняемостью экономик, традиционными связями, взаимными потребностями в продукции и огромным опытом экономического и организационного взаимодействия.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.