МИНСК, 1 июн — Sputnik. Организаторы проекта "КниГАВ" уверяют, что результат от занятий чтением вместе с собаками появляется уже через несколько недель. Даже дети, которых невозможно заставить читать дома, ради хвостатых слушателей готовы взять в руки книжки.
Впервые собак в качестве слушателей детского чтения стали использовать в 90-е годы в Америке. А вот в качестве "терапевтов" их стали привлекать гораздо раньше — еще в 60-х. Животные помогали с реабилитацией людей с нарушениями психики, а в дальнейшем и с другими патологиями.
По словам Людмилы Амарантовой, руководителя санкт-петербургской команды "Собаки для жизни", подобная практика широко распространена в Европе: в Финляндии, например, собак не успевают тренировать — настолько большая в них потребность. За два месяца чтения книг собаке, — столько длится курс "КниГАВ", дети становятся более уверенными в себе и избавляются от страха чтения вслух перед классом. Для ребенка важен психологический комфорт, понимание, что его интересно слушать.
Смысл таких занятий — побудить мотивацию к чтению, почувствовать уверенность в своих силах. Чаще всего дети боятся допустить ошибку. Собаке же все равно, читает ребенок хорошо или плохо, она не будет делать замечания.
"К нам приходят волонтеры с питомцами. У каждой собаки свой индивидуальный характер. Мы тестируем ее и смотрим, рекомендовать ли для занятий. Животное должно быть старше 9 месяцев и иметь базовую подготовку. Если собака достаточно терпеливая, может долго лежать, легко поддается дрессировке и учит трюки: как указать лапой или носом на книжку, перевернуть страничку, то она включается в обучение. На детей неизгладимое впечатление производит, когда хвостатый слушатель самостоятельно "выбирает" книгу. Обязательные требования к питомцу — быстрая обучаемость, желание общаться с людьми, умение работать в команде, отсутствие агрессии — собака должна одинаково хорошо относиться к другим животным. Разумеется, собака тоже должна получать удовольствие от того, что ей читают книжку, от того, что вокруг нее дети, а она в центре внимания", — рассказала Людмила Амарантова.
Дети, в свою очередь, должны уметь читать: "Важна мотивация к чтению и улучшение уже существующих навыков — мы не учим читать "с нуля". Средний возраст детей от 6 до 12 лет — после 12 у ребят обычно появляются другие интересы", — рассказала Яна Задорожная, куратор проекта "КниГАВ".
"Мы на волонтерских началах запустили проект в декабре 2014 года. Индивидуально занимались с малышами два раза в неделю по 20 минут. Даже невооруженным глазом очень скоро стал виден результат: ребенок раскрепощается, читать в коллективе вслух ему легче. В комнате с ребенком нахожусь только я и собака — даже родителей просят выйти. Собака подчиняется моим скрытым командам. Питомец, конечно, выбирает книгу не самостоятельно. Сначала мы проводим беседу с ребенком, чтобы узнать его предпочтения и степень владения техникой чтения: книга должна быть не слишком сложной, чтобы не вызывать затруднений, стресса. По моей команде собачка "указывает" на книгу, которая больше всего подходит ребенку", — пояснила Задорожная.
По словам организаторов, на чтения приходят абсолютно разные дети, не всегда с дефектами речи. Аналогичные проекты есть в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Петропавловске-Камчатском, популярностью услуги четырехлапых питомцев пользуются и на постсоветском пространстве, в частности, в странах Балтии.
"Мы смотрим, есть ли у ребенка логопедические нарушения или его просто нужно приобщить к чтению. Мы работаем с детьми, инвалидами, пожилыми людьми».
Прийти на занятия может любой желающий, говорят организаторы. Контакт с домашними животными полезен и учит детей и взрослых добру.