МИНСК, 30 мая – Sputnik. Россия должна суметь повернуть оживление китайского бизнеса в странах Центральной Азии в свою пользу, поскольку Китай – сложный партнер, но тем не менее с ним можно работать, считает ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований, политолог Аждар Куртов.
В Астане 31 мая состоится заседание Высшего Экономического Совета Евразийского экономического союза. Встреча пройдет на высшем уровне. Ключевым моментом саммита ЕвразЭС станет двусторонняя встреча президента РФ Владимира Путина со своим казахстанским коллегой Нурсултаном Назарбаевым.
Центральная Азия – китайское окно в мир
По мнению Куртова, в последнее время Китай стал менять внешнюю политику в сфере безопасности. До недавнего времени у Поднебесной было только одно окно в мир – через море. Но этот путь для китайских товаров – не самый надежный, поскольку есть спорные вопросы о принадлежности островов в Южно-Китайском море, и есть теоретическая возможность, что США, в соответствии со своими геостратегическими планами перережут морские торговые маршруты.
"Центральная Азия – ближайший сосед Китая и совершенно естественно, что отношения с ближайшими соседями для Китая – приоритет. Понятно, что для Пекина Центральная Азия – уже не задние ворота, а еще одно, дополнительное, окно во внешний мир. Поэтому в качестве страховки китайцы активно осваивают регион, получая оттуда ресурсы, пытаясь построить там транспортные коммуникации", – сказал Куртов.
Также, по его мнению, экспансия в Центральную Азию позволяет Китаю двигать вперед экономику северо-западных дотационных регионов. Таких, как Внутренняя Монголия и Синьцзян-Уйгурский автономный округ. Ранее в полной мере развиваться этим провинциям мешал такой фактор, как удаленность от моря. Вывозить продукцию, произведенную в Синьцзяне, за несколько тысяч километров к морю – неоправданно дорого.
"К тому же в северо-западных регионах Китая присутствуют попытки сепаратизма. Они искусственно подогреваются – при поддержке США и Турции. Большой проблемой является уйгурский сепаратизм. А уйгуры живут по обе стороны границы. Поэтому в отношениях с такими странами, как Узбекистан, Казахстан, Киргизия для Пекина очень важно, чтобы их правительства сдерживали бы уйгурский сепаратизм на своей территории", – отметил политолог.
По мнению Куртова, сейчас, создав плацдармы и сформировав относительно прокитайскую элиту в бизнесе и политике, власти Поднебесной перешли на следующую ступеньку: стали стремительно осваивать регион.
Уже не свет в окошке
Во времена Российской империи и Советского Союза регион был полностью инкорпорирован в российскую традицию.
"Сейчас ситуация изменилась, и Россия – уже не свет в окошке, не единственный возможный партнер в экономике, в политике и даже в вопросах безопасности. Хотя во многом Россия – все еще в приоритете. Большинство государств Центральной Азии, за исключением Узбекистана и Туркменистана, входят в организацию договора о коллективной безопасности. Но с китайцами уже налаживают связи и по этому вопросу", – сказал Куртов.
В качестве примера политолог привел совместные учения с Китаем, а также поставки вспомогательной (пока не летального назначения) военной техники.
"Нужно, что называется, уметь оседлать выгодную для себя волну. В этом случае, Россия сможет взаимодействовать с китайскими партнерами во благо себе. Сейчас, в условиях давления со стороны стран Запада произошло оживление проектов транспортных коммуникаций с Китаем. Москва пытается в Китае видеть партнера – пусть и сложного, но с которым можно иметь дело", – считает эксперт.
Обход без злого умысла
Китай не делает никакого секрета из того, что через Центральную Азию будут проходить транспортные потоки к Среднему и Ближнему Востоку, в обход России. Но злого умысла, по мнению политолога, здесь нет.
"России нужно создавать такие условия предоставления транспортных услуг, чтобы они были конкурентными. Пока мы не так много делаем. И скорость движения грузов по Транссибу очень маленькая. И цены на услуги перевалки грузов в портах Дальнего Востока в разы выше, чем те, которые предоставляет Китай. А бизнес будет ориентироваться на извлечение прибыли, а не руководствоваться геополитическими соображениями", – сказал Куртов.
Между Россией и Китаем нет того антагонизма, который присутствует в отношениях с Западом. У Китая нет желания уничтожить Россию, лишить ее статуса державы, которая может что-то делать на международной арене. И нет желания совершить в России "цветную" революцию. А вот у некоторых других стран это желание есть – как по отношению к России, так и по отношению к Китаю.
"Нынешние американские руководители открыто проговаривались о том, что ни Россия, ни Китай не имеют права на то, чтобы определять ключевые правила ведения международных отношений. В частности, в сфере торговли. Естественно, это не выгодно ни России, ни Китаю", – сообщил эксперт.