Интернет-бизнес и законодательство: мешает или помогает?

CC0 / Pexels / Работа за компьютером в кафе
Работа за компьютером в кафе - Sputnik Беларусь
Подписаться на
НовостиTelegram
Бизнесмены и представители власти пытались разобраться, легко ли интернет-магазинам работать по упрощенной системе налогообложения, что делать с рекламными играми в соцсетях и как справляться с требованиями Торгового реестра.

Елена Ольшанская, Sputnik.

Ряд норм законодательства, которые регулируют работу интернет-магазинов, начал действовать с начала года в Беларуси. В частности, владельцы таких площадок лишились права применять упрощенную систему налогообложения (УСН), а вместе с ними возможность работать по УСН потеряли и сами сайты.

Логотип компании Microsoft - Sputnik Беларусь
Microsoft: правовое регулирование интернета необходимо и неизбежно

Представители электронной коммерции и специалисты МНС на прошедшем в Минске Форуме по управлению интернет-бизнесом попытались разобраться в существующих проблемах.

Интернет-магазины и УСН

Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения" вступил в силу с 1 января 2016 года. Он привел к тому, что владельцы интернет-магазинов лишились возможности работать по УСН.

Однако неожиданностью для многих стало то, что под действие этой нормы попали также владельцы веб-студий, которые занимаются созданием интернет-магазинов, и даже сайты издательств. Первым стало сложнее так составить свое портфолио, а вторым публиковать, скажем, авторские статьи и другие материалы, чтобы не лишиться права на УСН.

"Еще со вступлением в силу изменений было сложно разобраться, является ли само по себе наличие на сайте рекламных блоков, например Яндекс.Директ или Google AdSense, основанием, по которому владельцу сайта придется отказаться от УСН", — сообщили в Национальном центре правовой информации, который стал одним из участников Форума.

Между тем с точки зрения МНС, не важно, посредством чего на сайте размещается информация, содержащая сведения об интернет-магазине (доменное имя или прямую ссылку на него).

"Основополагающим является наличие либо отсутствие информации на сайте. Если она есть, то УСН не применяется. Если такая информация отсутствует — применяется УСН", — привели в Центре мнение главного государственного налогового инспектора отдела специальных режимов налогообложения главного управления методологии налогообложения организаций МНС Татьяны Лаппо.

То есть, по сути, само по себе наличие инструмента для рекламы интернет-магазина не является достаточным основанием перехода на общий порядок исчисления налогов — и это хорошо, полагают в НЦПИ. При этом, по мнению правоведов, необходимость блокировать некоторых рекламодателей станет определенным препятствием ведению бизнеса и лишит доли заработка владельцев сайтов.

Что касается веб-студий, то им предлагается так наполнять свое портфолио, чтобы избежать прямого упоминания доменного имени интернет-магазина или ссылки на него. Само собой, в корне проблемы это не решает. Возможно, некоторые из принятых новым законом изменений еще предстоит уточнить в будущем.

Что делать и как быть?

Между тем многие участники интернет-бизнеса не сразу осознали, что теперь им придется работать по общему порядку налогообложения.

В этом случае МНС рекомендует:

  • самостоятельно подать уточненную декларацию по упрощенной системе, при этом в качестве налоговой базы по упрощенной системе указать 0;
  • подать декларации по налогу на прибыль и НДС (в их уплату будут зачтены суммы налогов, уже уплаченных по упрощенной системе);
  • уплатить пени, поскольку сроки предоставления декларации по налогу на прибыль и НДС нарушены.

Интернет-магазины и Торговый реестр

Изменение в налоговом законодательстве привело к тому, что владельцы интернет-площадок, зарегистрированных в Торговом реестре, лишились права применять УСН даже в том случае, если фактически торговлей они не занимаются, считает белорусский адвокат Татьяна Игнатовская. Ее мнение приводит НЦПИ. При этом включение в Торговый реестр либо исключение из него — точки, на которые обращает внимание МНС, когда говорит о том, можно или нельзя работать по УСН.

"Казалось бы, все просто: торгуешь через интернет-магазин — регистрируешься в Торговом реестре и платишь налоги по общему порядку. Не торгуешь — подаешь заявку на выход из реестра и снова пользуешься упрощенной системой. Но так ли просто это на деле, как на бумаге? И не создает ли дополнительную нагрузку обращений за регистрацией в Торговом реестре (исключением из него) на Минторг", — задается вопросом адвокат.

Например, интернет-магазин, торгующий сезонными товарами, ради сохранения права на УСН в мертвый сезон, будет обязан выйти из Торгового реестра и потом снова в нем зарегистрироваться. "Звучит несколько абсурдно. Почему бы не переложить ответственность на субъект. Продаешь через интернет-магазин — не применяешь упрощенную систему", — считает Игнатовская.

Однако МНС эту идею не поддерживает и вносить корректировки в налоговое законодательство не планирует. В министерстве подчеркивают: предприниматели зачастую скрывают свою выручку и не показывают реализацию, что не позволяет налоговым органам с уверенностью заключить, осуществляла ли фирма хозяйственную деятельность.

Рекламная игра — неигрушечная проблема белорусского бизнеса

Еще одна "головная боль" белорусского интернет-бизнеса — отсутствие законного способа провести рекламные игры в соцсетях, то есть розыгрыши призов и подарков за "лайки" и "репосты".

Но по белорусскому законодательству, всякая рекламная игра должна быть зарегистрирована в Минторге. Кроме того, закон запрещает регистрировать игры, которые проводятся на стороннем ресурсе.

Для справки: Минторг за 2015 год и истекший период этого года за незаконные рекламные игры составил 28 протоколов и собрал штрафов на сумму более 76 миллионов рублей.

Рекламодатели хотят использовать этот инструмент, но не могут. И, кажется, Минторг готово их услышать, отмечают в НЦПИ.

"Если бизнесу это надо, есть такая потребность, возможно, будут какие-то инициативы и могут быть внесены изменения в законодательство", — приводит Центр слова начальника управления организации торговли и услуг Минторга Виолетты Березовской.

Интернет-бизнесу надо понять: социальная сеть не может быть задействована в механике рекламной игры, но может служить площадкой для рекламы розыгрыша.

"То есть если вы как владелец сайта размещаете на нем всю информацию о розыгрыше, все необходимые для получения приза действия совершаются через ваш сайт зарегистрированными на нем пользователями, то продублировать всю ту же информацию об игре на своей странице в соцсети не запрещено", — отметили в НЦПИ.

Привилегии в виде скидок, подарков и так далее нужно предоставлять всем пользователям сайта, это будет называться рекламной акцией, регистрировать которую в Минторге не нужно.

"Соответственно можно поступить и на своей странице в социальной сети. Скажем, всем участникам акции ради получения одинакового подарка или скидки надо присоединиться к вашей странице, "расшарить", "лайкнуть" какое-то сообщение — такая акция не нарушит закон", — отметили в Центре.

Лента новостей
0