Туманное будущее плана Порошенко

© Sputnik / Сергей Аверин / Перейти в фотобанкМиссия ОБСЕ запустила первую камеру видеонаблюдения на территории ДНР
Миссия ОБСЕ запустила первую камеру видеонаблюдения на территории ДНР - Sputnik Беларусь
Подписаться
Колумнист Sputnik Александр Шпаковский задается вопросом - войдет ли в Донбасс полицейская миссия ОБСЕ?

"Нормандская четверка", состоящая из  глав государств России, Германии, Франции и Украины, на днях провела ночные телефонные переговоры по вопросу урегулирования конфликта на юго-востоке Украины. По факту разговора пресс-служба украинского лидера распространила информацию о том, что "стороны высказались за развертывание полицейской миссии ОБСЕ в Донбассе и начало консультаций по этому вопросу".

Представитель ОБСЕ на переговорах контактной группы по Украине Мартин Сайдик - Sputnik Беларусь
ОБСЕ: конфликтующие в Донбассе стороны должны проявлять сдержанность

А еще раньше, во время своего визита в Киев, глава ОБСЕ Ламберто Заньер также заявил журналистам, что "готов обсуждать" введение полицейского контингента в зону боевых действий.

Вся эта цепочка событий породила в политикоэкспертных кругах массу слухов о грядущей в Украине международной операции по "принуждению к миру" воюющих сторон.

Военная хитрость не пройдет

Пока речь идет скорее о некой малопонятной концепции, которую украинская сторона пытается представить как политическую реальность. Для проведения полицейской операции необходимы не только согласованная позиция всех 57 стран-участниц организации, но и благоприятный фон в зоне боевых действий.

Сегодня основным камнем преткновения остается вопрос размещения миротворцев: украинская сторона настаивает на том, что эти подразделения должны взять под свой контроль участок украинско-российской границы, который в настоящее время охраняется подразделениями пограничных войск непризнанных республик. Выгоды официального Киева в этом случае очевидны: из России в Л\ДНР поступают материальная помощь, медикаменты, продукты питания, товары народного потребления и пополнения добровольцев. Очевидно, что перерезав эту жизненно-важную артерию снабжения сепаратистов, украинская власть получает шанс разрешить конфликт на Донбассе по своим правилам, минуя болезненный пункт минских соглашений о необходимости предоставления мятежному региону особого статуса.

Речь идет о явной военной хитрости и понятно, что ни руководство России, ни уж тем более власти непризнанных республик не могут согласиться на предложения украинской стороны.

Учитывая, что Россия является государством-членом ОБСЕ, притом обладающим значительными возможностями в рамках этой организации, будущее "плана Порошенко" не просто туманно, скорее надо констатировать, что будущего у этого плана просто нет.

Даже если представить, что Кремль вдруг принял украинские условия и решил способствовать Киеву в деле удушения республик Донбасса, непонятной остается сама специфика размещения контингента ОБСЕ, где, очевидно, должны участвовать и российские военные. Ведь в Украине уже два с лишним года власть убеждает население в том, что украинская армия ведет войну не с ополчением сепаратистских регионов, а с регулярными российскими войсками. При этом т.н. "антитеррористическая операция" — только юридический казус, прикрывающий освободительную войну украинского народа против российских оккупантов. Совершенно неясно, как в условиях разбалансировки политической жизни в современной Украине, когда только за факт переговоров с "русскими" или "сепарами" можно получить обвинение в "здраде", украинская власть объяснит народу и непомерно разросшейся ("самой сильной в Европе", по словам президента Порошенко) армии легализацию присутствия солдат "агрессора" на  украинской земле.

Участие государств ОДКБ в полицейской миссии нецелесообразно

В украинском экспертном сообществе в свое время возникла шальная мысль о том, что вместо "оккупантов" в контингент могут войти войска "доверенных стран" РФ, например союзников России по ОДКБ Беларуси и Казахстана.

Эта идея в еще большей степени недоработана, чем сам план по введению миротворческого контингента. Во-первых, вновь возникает вопрос дислокации, а во-вторых, абсолютно непонятно как миротворцы будут способствовать миру в регионе, буквально нашпигованном тысячами экстремистами всех мастей и тяжелыми вооружениями.

Сложно представить, что вооруженные формирования ополченцев, типа какой-нибудь "Сомали", или полк украинских националистов "Азов", будут сильно оглядываться на "полицейских ОБСЕ" при проведении своих разведывательно-диверсионных акций против ненавистного противника. Точно так же, как сейчас "неизвестные" периодически нарушают режим прекращения огня с двух сторон и никто из официальных властей "не несет ответственности" и "не контролирует" их действия. А если вдруг международная полиция начнет применять в отношении нарушителей репрессивные инструменты, то это, очевидно, приведет к беспочвенным обвинениям в сделках с противником, а также к прямым боестолкновениям и человеческим жертвам.

Таким образом, украинский конфликт, вместо своего завершения, только расширит свою географию на другие страны постсоветского пространства. Не будем задавать вопрос "кому выгодно?", отметим только, что прагматичные руководители Беларуси и Казахстана вряд ли согласятся на подобные авантюры.

Занимаясь прожектерством, Украина может окончательно потерять Донбасс

Даже если будет принят вариант о размещении миссии ОБСЕ не на участке украинско-российской границы, а на линии соприкосновения, то это также никоим образом не решает проблему выполнения Минских соглашений.

В условиях саботирования официальным Киевом пункта о предоставлении особого статуса мятежным регионам, в непризнанных республиках развернуто государственное строительство: создается суверенная банковская система, выплачиваются небольшие пенсии и пособия, функционируют правоохранительные структуры, специальные службы, суды, органы исполнительной и законодательной власти. Создана сеть общественно-политических организаций, являющихся прообразом для возникновения автономной многопартийности.

Существует мнение, что эти процессы принимают (если уже не приняли) непреодолимый характер и "втолкнуть" Л\ДНР с населением около трех миллионов человек (нормальный европейский показатель) обратно в Украину может не получиться даже при поддержке России.

В этом случае миротворцы, размещенные на линии соприкосновения, лишь поспособствуют тому, чтобы контакты между регионами носили регламентированный характер, то есть неосознанно сыграют на руку размежеванию при "замораживании" конфликта. Этот "приднестровский сценарий", конечно, гораздо предпочтительнее для международного сообщества, чем война, но тогда Украина потеряет часть своей территории и на долгие годы увязнет в переговорах с участием зарубежных посредников.

Мяч на стороне украинской элиты и решение вопроса состоит в наведении внутреннего порядка, разгроме националистических группировок и прямых соглашениях с руководством Донбасса по карте, заданной минскими договоренностями. Германия, Австрия и множество других стран, имеющих федеративное устройство, могут быть вполне успешным примером для Киева. В противном случае остается прожектерство, которое не только не разрешает стоящие перед Украиной проблемы, но и значительно усугубляет их.

Лента новостей
0