- Сегодня выпускники школ стремятся поучиться в вузах разных стран, тяготеют к программам двойного диплома. При этом все чаще они выбирают не далекие европейские, а более близкие к ним российские университеты. Почему?
— Вы говорите: "сегодня", но в действительности интерес к российскому образованию всегда был и остается одним из ведущих мотивов граждан из республик бывшего СССР, стремящихся обеспечить себя или своих детей всесторонним университетским образованием. В представлении многих из них наши культурные центры, города, университеты так и остались своими, "домашними".
С другой, чисто прагматической стороны, жить и учиться в Москве все-таки дешевле, чем где-нибудь в Лейпцигском университете или Сорбонне. Хотя отмечу, что для стареющих европейских вузов приглашение к себе студентов-иностранцев служит, помимо прочего, одним из механизмов сохранения традиций и потенциала вуза.
Те же процессы характерны теперь и для России. В силу демографических причин вплоть до 2021 года численность абитуриентов будет неуклонно сокращаться. Поэтому ежегодно через Россотрудничество Россия выделяет значительные квоты для бесплатного обучения иностранных граждан. В свою очередь и вузы начинают более активно представлять программы, вызывающие интерес в соседних странах.
- Предпочтение учащимися из СНГ, Грузии, стран Балтии российских вузов европейским брендам подтверждается на опыте Плехановского университета?
— Мы замечаем этот тренд не только по студентам, прибывающим в РЭУ из стран бывшего Союза, но и по некоторым позитивным изменениям на рынках этих государств, общей статистике трудоустройства наших выпускников.
Сегодня учиться в России для граждан из СНГ становится престижно. В той или иной степени такая ситуация идет на пользу всем. Нам, например, удалось выявить такой психологический феномен: если на некотором профиле или программе подготовки обучается заметное количество иностранцев, то эта программа автоматически становится привлекательнее и в глазах россиян. Возникает позитивная логическая связка: преподаватели, работающие "на экспорт", трудятся с повышенной отдачей — учащиеся платят им тем же — качество подготовки на факультете и в вузе в целом растет.
Другая причина нашей заинтересованности объясняется результатами серии международных исследований. Они показывают, что решения деловых задач студентами, которые занимались в интернациональных коллективах, отличаются более высоким творческим и вариативным потенциалами. Этот эффект возникает, когда ребята включаются в проектную деятельность, обсуждение бизнес-кейсов.
Если, допустим, в рамках одной команды встретились четверо россиян, трое студентов из Китая и двое из Словакии, то в ходе интенсивного обмена мнениями сталкивается опыт разных экономик, кратно увеличивая интеллектуальный КПД таких занятий.
Эти и им подобные соображения и побудили РЭУ скорректировать имидж своих программ, чтобы не только соотечественникам, но и поступающим из постсоветских стран было понятно, что даст им обучение у нас, в каких органах власти и компаниях в России или у себя на родине смогут они трудоустроиться.
- К каким из программ РЭУ имени Плеханова вы посоветовали бы присмотреться иностранным гражданам?
— Это универсальные направления подготовки, такие как "Торговое дело", "Таможенное дело", предусматривающие в том числе всестороннее обучение в сфере международных отношений и внешнеэкономических связей. Широко востребованными остаются направления "Экономика", "Менеджмент", "Финансы и кредит". Кроме того, у нас есть все основания думать, что специализация в области "Государственного и муниципального управления" тоже станет в ряд особо популярных среди иностранных граждан.
Нам повезло в том, что университет готовит людей по так называемым вечным профессиям. Поэтому даже в периоды кризиса планка трудоустройства наших выпускников ниже 80% не падает. Причем, предложения рабочих мест по специальности 87% из этих 80 находят в течение года после выпуска. Да и теряют работу плехановцы, по данным престижного международного рейтинга QS Stars, с меньшей вероятностью, чем выпускники других экономических вузов.