Елена Васильева, Sputnik
В Ночь музеев "Дом картин" двери открыл, а арт-объекты — закрыл, причем непрозрачной черной пленкой. За полгода из галереи, завлекающей популистской выставкой "Запахи мира" с ароматами Тимоти и Путина, "Дом картин" превратился едва ли не в самое передовое арт-пространство Минска.
Черный квадрат Вашкевича
Звучало "Радио Культура", висела на стенах глянцевая черная пленка, щепетильно прикрывающая картины и арт-объекты Руслана Вашкевича, крутился лототрон — вот и все. Обстановка так разительно отличалась от привычного формата ночи, когда всякий музей — немного Disneyland с поправкой на искусство, что "Дом картин" производил впечатление хорошенькой европейской галереи.
Пару месяцев назад здесь открылась выставка белорусского художника-концептуалиста Вашкевича — "Канал Культура". Тогда на входе зрителя встречал табурет со связкой взрывчатки. Табурет не взорвался, зато СМИ, впечатленные наличием в Беларуси жизнеспособного авангарда, разорвались текстами-чекинами — написать о выставке модного художника нужно было хотя бы затем, чтобы подтвердить: я там тоже был, я тоже видел картину "Секс-туризм".
В Ночь музеев на месте табурета со взрывчаткой установили лототрон, полный белых свитков — текстов, опубликованных о выставке "Вашкевича". Тексты становились путеводителем по выставке, они и подписи к картинам — единственное, на что мог опираться посетитель. Зритель получил ответ на вопрос, каким был бы мир, если бы текстовая реальность стала первичной.
"Культура — это не склад шедевров, а движение смысловых потоков — писал Максим Жбанков. Я попытался эту идею довести до абсолюта, сделать так, чтобы человек не увяз в визуальном ряду, а увидел все, что формирует его восприятие — и название работ, и тексты критиков. Ведь многие люди сюда не придут, а будут знать о том, что происходит на выставке только благодаря тому, что прочтут в статьях. С помощью лототрона мы показываем, как формируется взгляд человека на искусство, когда он вынужден доверить себя тексту", — пояснил для Sputnik Максим Ясинский, автор идеи "Закрытого показа".
Максим Ясинский, а кроме него — Максим Жбанков, Альмира Усманова, пост-панк группа "К" — те, кто получил право на собственное высказывание в рамках выставки Вашкевича. Пожалуй, это уникальный для Беларуси проект, когда персональная выставка не ограничивается сугубо личностью автора. Вашкевич допускает на свою территорию культурологов, музыкантов, а сам становится скорее обещанием качества всех подпроектов, созданных в "Доме картин" под общим названием "Канал Культура".
То есть, в галерее создали своего рода безопасное пространство для тех, кого современное искусство пугает. Взяв за отправную точку утверждение "Вашкевич — это хорошо и модно", зритель бесстрашно идет и на другие проекты "Канала Культура". Принимает участие в открытой дискуссии со Жбанковым, приходит послушать пост-панк, а закрытые пленкой картины еще до объяснений воспринимает как художественный жест, а не как "дерьмо художника" (итальянский художник Пьетро Мандзони разместил собственные фекалии в консервных баночках, одну из них продали на аукционе "Сотбис").
Давай с тобой помолчим
Самому Ясинскому в качестве путеводителя по выставке достался текст Виктора Мартиновича — "Дзе твая флюараграфія, Эндзі?" Корреспонденту Sputnik — текст обозревателя "СБ. Беларусь сегодня" Владимира Степана. Даже перечисление изданий, написавших про выставку художника, дает понять, что искусство — эдакая территория бесстрашия: вроде бы про тот же секс-туризм в Беларуси госсми писать некомильфо, но если секс-туризм — картина с выставки, это уже хорошо и безопасно.
Впрочем, путешествие по выставке показало, что тексты об искусстве порой перекрывают для зрителя само искусство.
"Вопрос в том, что же искусство — получается, место искусства занимают тексты об искусстве? А не убивают ли они в таком случае искусство? Казалось бы, они должны помочь дойти до сути, снять занавеску с выставки, а выходит, что они и оказываются занавеской. С другой стороны, критик может задать вопрос — так если чужие слова убивают искусство, может, мне замолчать? Но это приведет к тому, что искусство не будет присутствовать в медийном пространстве, останутся одни только политические дрязги. Благодаря мнениям критиков, дискуссиям вокруг выставок, мы можем привлечь людей к выставкам ", — пояснил Ясинский.
На выставке присутствовал и сам Вашкевич, пытался узнать свои работы под непрозрачной пленкой и как все тянул из лототрона путеводный текст.
"Мне нравится, как серьезно пишет о предмете Альмира Усманова, но эти тексты не для простого зрителя, я сам трачу много килокалорий, читая их. Мне нравится заряд Максима Жбанкова, когда читаю его, мне кажется, мы синхронизируем действия: он владеет теорией, а я практик, иду наугад, его тексты помогают. Но в целом в Беларуси большой дефицит критиков в этой сфере. Чаще сталкиваюсь с текстами — ни у зрителя не создают цельного впечатления о выставке, ни мне не помогают найти в себе новый слой", — рассказал Вашкевич.
Художник признается — хорошо структурированная мысль в тексте критика помогает убеждаться в том, что идешь верным путем.
"Это превращается в своеобразный узел на канате, в точку опоры", — пояснил художник.
Он рассказал, что глава отдела новейших течений "Русского музея" Александр Боровский, посетив выставку "Канал Культура", и вовсе заключил: тексты — лишние. Причем, речь не о журналистских текстах, но о комментариях, которые сопровождают наряду с названием каждую картину.
"Принято считать, что разночтения, которые возникают в головах зрителей, разные интерпретации, подтверждают высокий уровень художника. Но мне кажется, что комментарий очень важен для зрителя. Информационный поток сегодня плотный, и нам не до размазывания сюреализма по стенам. Важно и для себя сформулировать, что ты имеешь в виду, и зрителю объяснить. Может, в Питере и Москве и не нужно комментариев, но у нас надо акцентировать свое действие, пояснять, потому что в отличие от этих городов в Минске у тебя за спиной нет контекста, за спиной — каша", — считает художник.
"Наше восприятие искусства сформировано контекстом, нашим опытом. Если мы открыты новым взглядам, текстам, визуальным образам, если существуем в культуре динамично, мы видим этот веер вариантов. В тоже время мы всегда ищем опору, становимся на определенную позицию — об искусстве невозможно говорить вне позиции. Даже когда я сейчас говорю о снятии нарратива бинарных оппозиций, я говорю с определенной позиции", — пояснил корреспонденту автор идеи Максим Ясинский.
Заслышав манящие слова "дискурс" и "бинарная оппозиция" к разговору подключились другие посетители выставки и за беседой выясняли: изучая другие взгляды, можно понять, что все они равноправны, только благодаря этому и можно вступать в свободный диалог без убежденности в правильности своей позиции.