Выбор Италии в качестве первой европейской страны, которую посетил Александр Лукашенко после отмены антибелорусских санкций со стороны ЕС, является отнюдь не случайным. Минск и Рим связывают давние политические, экономические и духовные связи. Именно по этой причине в повестке дня визита значились не только переговоры Александра Лукашенко с его итальянским коллегой Серджо Маттареллой, но и личная аудиенция у Папы Римского Франциска. Предполагается, что данный визит придаст импульс развитию не только белорусско-итальянскому сотрудничеству, но и дальнейшему процессу нормализации отношений с ЕС и даже шире — с Западом.
Это уже не первый подобный визит Александра Лукашенко в Рим. В 2009 году в ходе своего визита в Италию он уже встречался с Папой Римским Бенедиктом и премьер-министром Италии Сильвио Берлускони. Тогда же Александр Лукашенко провел переговоры с госсекретарем Святого престола и великим магистром Суверенного Мальтийского ордена. Судя по всему, эти переговоры имели свои плоды. Ведь тогда через несколько месяцев Беларусь с рабочим визитом посетил Сильвио Берлускони.
Здесь необходимо напомнить, что визит 2009 года совпал по времени с предыдущей волной нормализации белорусско-европейских отношений (2008 — 2010), начавшейся сразу же после "пятидневной войны" между Россией и Грузией в августе 2008 года. Как и в случае с украинским кризисом, Минск тогда занял нейтральную позицию, а также не стал признавать независимость Южной Осетии и Абхазии, что было позитивно встречено на Западе. Потом последовало освобождение политических заключенных, а в ответ — заморозка санкций со стороны ЕС. В каком-то смысле нынешнее потепление в белорусско-европейских отношениях укладывается в уже хорошо зарекомендовавшую себя схему — нейтральное позиционирование и вклад в региональную безопасность в обмен на нормализацию отношений. Эта схема успешно сработала в 2008 — 2010 годах, а с учетом нынешнего напряженного геополитического контекста в отношениях между Россией и Западом — тем более.
Судя по всему, как и в 2009 году, сегодня Беларусь пытается использовать свои контакты с Италией и Ватиканом для интенсификации процесса нормализации отношений с Западом. Ватикан уже давно зарекомендовал себя как глобальный дипломатический игрок на международной арене. Посредничество Ватикана в нормализации отношений между Кубой и США самый яркий недавний пример. По слухам, сейчас Ватикан активно работает над разморозкой отношений США с Боливией, Эквадором, Никарагуа, а также Венесуэлой.
В случае с Беларусью сложно сказать, являлся ли Ватикан посредником в нынешнюю волну нормализации отношений с Западом. Однако очевидно, что самое непосредственное влияние на этот процесс Ватикан все же оказал. Ведь именно с письма Папы Римского Франциска в июле 2015 года Александру Лукашенко с просьбой освобождения политических заключенных, которая в последствие была удовлетворена, можно начинать отсчет процесса нормализации белорусско-европейских отношений. И, судя по всему, Минск не будет против, если Святой Престол окажет свои посреднические услуги в нормализации отношений с США, как это было в случае с Кубой.
Конечно же, во время встречи Александра Лукашенко и Понтифика не мог быть не затронут вопрос углубления отношений в религиозной сфере. Как минимум с 2008 года Ватикан и Минск ведут переговоры о подписании конкордата — документа, регулирующего правовое положение Римско-католической церкви в Беларуси и ее отношения со Святым Престолом. На сегодня подобное соглашение с Беларусью имеет только Белорусская Православная Церковь. Украинский кризис, к которому Ватикан также проявляет пристальное внимание, а также пытается вносить вклад в его урегулирование, еще одна тема для разговора между Александром Лукашенко и Франциском. Ватикан уже не раз отмечал свою высокую оценку миротворческой роли Беларуси в урегулировании конфликта на востоке Украины. Так что вполне можно ожидать координации совместных действий между Минском и Святым Престолом по этой проблеме в будущем, а может быть даже какие-то новые совместные дипломатические инициативы.
Ведь белорусская сторона ранее уже озвучивала что-то подобное. Так, одним из итогов визита 2009 года в Рим стала инициатива Александра Лукашенко провести встречу Папы Римского и Патриарха Московского и всея Руси на белорусской земле, о чем, по словам самого белорусского президента, они тогда говорили с Понтификом. Тогда эта инициатива была отвергнута Русской Православной Церковью, а после недавней исторической встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска в нейтральной зоне аэропорта в Гаване она немного утратила свою актуальность.
Тем не менее, с учетом желания Минска позиционировать себя в качестве дипломатического посредника не только в рамках разрешения украинского кризиса, но и между Россией и Западом, эта идея может быть еще востребована в среднесрочной перспективе. Сегодня же на повестке дня стоит организация ответного визита Папы Римского в Беларусь для общения с католическими верующими и продолжения переговоров с официальным Минском.
Что касается собственно белорусско-итальянских отношений, то главной темой состоявшихся переговоров между Александром Лукашенко и Серджо Маттареллой стала ревизия всего спектра белорусско-итальянских отношений с акцентом на торгово-экономическое и инвестиционное взаимодействие, развитие кооперационных связей.
Беларусь придает особое значение развитию своих отношений с Италией по нескольким причинам. Во-первых, Италия традиционно занимала взвешенную и прагматическую позицию по сотрудничеству с Беларусью, даже в период кризиса белорусско-европейских отношений. Во-вторых, Италия — крупный торгово-экономический партнер Беларуси. Начиная с 2010 года товарооборот между странами динамично увеличивался и достиг к 2014 году уровня 2,1745 миллиарда долларов. А вот 2015 год оказался не настолько удачным, как предыдущий. По его итогам товарооборот снизился практически втрое (35,3%) к предыдущему 2014 году и составил лишь 766,7 миллиона долларов. Вместе с тем для Беларуси Италия выступает важным источником технологий и инвестиций. Беларусь традиционно импортирует из Италии станки и высокотехнологическое оборудование, химические вещества и материалы, медицинскую технику, лекарства. По данным на начало 2016 года, в Беларуси действуют 204 юридических лица, созданные с участием итальянских субъектов.
Сегодня Беларусь и Италия заинтересованы в возвращении к докризисному уровню товарооборота. Минск также возлагает серьезные надежды на интенсификацию инвестиционного сотрудничества. Совокупные итальянские инвестиции в белорусскую экономику в прошлом году составили 28,8 миллиона долларов. С этой целью Александр Лукашенко уже озвучил идею создания белорусско-итальянского бизнес-совета, а также предложил активнее создавать на белорусской территории не только совместные, но и собственные итальянские предприятия. Ведь участие Беларуси в ЕАЭС по сути открывает для итальянского бизнеса евразийский рынок в 180 миллионов человек. В этой связи Минск предлагает вернуться к проработке проекта по созданию в Бресте итальянского промышленного парка. По крайней мере заинтересованность в реализации этого проекта в 2009 году во время своего визита в Беларусь лично выразил премьер-министр Сильвио Берлускони. Тогда в 2009 году итальянский бизнес демонстрировал свою заинтересованность в реализации этого проекта в контексте формирования Таможенного союза. Однако в связи с резким похолоданием отношений между Беларусью и ЕС в конце 2010 года, введением европейских санкций против официального Минска этот интерес быстро улетучился, а итальянский бизнес сфокусировал свое внимание на инвестиционном сотрудничестве с Россией.
Сегодня же из-за санкционной войны между Россией и Западом у Беларуси появляется возможность вернуть внимание итальянского бизнеса к себе. Правда, для этого необходимо сначала создать благоприятный бизнес- и инвестиционный климат, как и выйти на стабильную траекторию развития белорусско-европейских отношений. Однако, судя по всему, Минск готов пойти на создание необходимых экономических условий. С одной стороны, к этому подталкивает сложная ситуацию в белорусской экономике, что вынуждает быть более внимательным к запросам инвесторов. С другой стороны, нынешняя интенсивная нормализация отношений между Беларусью и Западом до сих не привела к серьезным результатам в виде масштабных потоков инвестиций и технологий из западных стран, на что надеялся Минск. Все-таки только совсем недавно ЕС снял ограничения с Беларуси, для западного бизнеса белорусская территория все еще terra incognito. Именно поэтому белорусская сторона возлагает такие большие надежды на свои контакты с итальянским бизнес-сообществом. Если сейчас удастся успешно реализовать два-три крупных проекта с участием итальянской стороны, а на высшем политическом уровне будет сформирована соответствующая система гарантий сохранности инвестиций, это послужит зеленым светом и для других западных инвесторов.
Однако нужно понимать, что до тех пор, пока сохраняется неопределенность с общей стратегией со стороны западных стран в отношении Беларуси, говорить об существенной интенсификации инвестиционного сотрудничества не приходится. Если парламентские выборы в Беларуси пройдут без эксцессов, Минск выполнит взятые на себя обязательства, а общие результаты парламентской кампании будут соответствовать ожиданиям западных партнеров — тогда перед Беларусью откроется новое окно возможностей.
Подводя краткий итог визита Александра Лукашенко в Рим, можно сказать, что он в большей степени носил символический характер и был призван продемонстрировать всему остальному миру, что Беларусь наконец-то начала выходить из международной изоляции и усиливать свое взаимодействие с западным миром. И если Италия и Ватикан смогут поспособствовать этому — хуже не будет.