Елена Ольшанская, Sputnik.
Беларусь и Россия продолжают газовый спор. Последний раунд переговоров, которые провели в Москве главы энергетических ведомств двух стран, не увенчался успехом, хотя глава Минэнерго Беларуси Владимир Потупчик и заметил, что в них появился определенный прогресс.
Минск и Москва сумели прожить без "газовых войн" почти шесть лет: в последний раз конфликт разгорелся в июне 2010 года. Тогда "Газпром" выставил Беларуси, которая упорно считала свой газовый импорт по ценам 2009 года, долг в размере 192 миллионов долларов и стал поэтапно ограничивать поставки. В ответ Беларусь пообещала вообще прекратить транзит газа в Европу и выставила счет за транзит в размере 260 миллионов долларов.
Спор тогда завершился имиджевыми потерями для российской стороны и прямой выгодой для Минска: согласованием вопроса о распределении нефтяных пошлин между бюджетами РФ и РБ при вступлении Беларуси в Таможенный союз. Тем не менее белорусские власти были вынуждены согласиться с тем, что за газ придется платить по ценам 2010 года.
В 2010 году завершилась сделка по продаже "Газпрому" акций белорусского газотранспортного предприятия "Белтрансгаз" (ныне "Газпром трансгаз Беларусь"). Тем самым Беларусь утратила самый мощный аргумент в газовых спорах с российским партнером: газовый вентиль теперь принадлежит российской стороне.
Все они в чем-то похожи
Шестая "газовая война", которая пока еще не перешла в стадию острого конфликта, начала разгораться в мае этого года. Вице-премьер Беларуси Владимир Семашко заявил, что "Газпром трансгаз Беларусь" подал исковое заявление в Международный арбитражный суд при БелТПП в отношении белорусских газоснабжающих организаций. Поводом для иска стала задолженность за четыре месяца поставок газа.
Позднее глава Минэнерго РФ Александр Новак озвучил сумму долга — 125 миллионов долларов. В ответ его белорусский коллега Владимир Потупчик заметил, что Минск не признает этого долга и считает справедливой цену газа в размере 73 долларов за тысячу кубометров, а не 132 долларов, как полагает "Газпром".
Как работает российский калькулятор
Из заявлений глав энергетических ведомств Беларуси и России хорошо видно, что повод для конфликта остается неизменным на протяжении многих лет: продавец и покупатель по-разному трактуют вопросы ценообразования, несмотря на множество соглашений в газовой сфере.
"Беларусь с 1 января в одностороннем порядке перешла на новую формулу оплаты за российский газ — исходя из рыночных равнодоходных цен, что помогло ей за четыре месяца "сэкономить" более 125 миллионов долларов. По мнению Минска, никакого долга нет — оплата идет в соответствии с межправительственным соглашением, которое стороны трактуют по-разному", — пояснила в беседе с корреспондентом Sputnik белорусский эксперт в энергетической отрасли Татьяна Маненок.
Между тем российская сторона полагает, что есть так называемая "цена Ямала" — это цена реализации газа в Ямало-Ненецком АО России плюс стоимость прокачки до границы и стоимость хранения газа в подземных хранилищах на территории РФ, а также величина расходов "Газпрома". Полученная в результате цена пересчитывается на фактическую теплотворную способность газа и ежегодно индексируется на уровень инфляции. Уровень инфляции для индексации цен определяется по числовому значению изменения потребительских цен (CPI-U), публикуемому Бюро статистики труда Департамента труда США.
"Еще недавно белорусская сторона была согласна с тем, что эта формула определения цены газа для Беларуси будет действовать, пока Россия не перейдет на внутреннем рынке на равнодоходные цены. И пока в соответствии с этой формулой цена на газ для Беларуси была самой низкой, Минск она устраивала", — заметила Маненок. Однако после того как мировые котировки на нефть обвалились, эта формула потеряла для Беларуси свою привлекательность.
Однако в силу нынешних экономических реалий российские власти против перехода на равнодоходные цены на газ и даже не готовы сказать, когда это будет возможным.
Решать проблемы в правовом поле
Сейчас "Газпром" вынужден работать в белорусском правовом поле: контракт на поставку газа белорусские организации заключали не с российским концерном напрямую, а с его белорусской "дочкой" — ОАО "Газпром трансгаз Беларусь".
"Бряцать" газовой задвижкой сейчас не получится: теперь газотранспортная система Беларуси принадлежит Газпрому, и поэтому российский концерн вынужден работать в белорусском правовом поле", — сказала собеседница Sputnik.
Международный арбитражный суд при БелТПП категорически отказывается как-либо комментировать не только сам процесс, но и пояснять регламент своей работы: общение с журналистами по уставу этого судебного органа строго ограничено.
Как отмечают близкие к процессу представители энергетической отрасли Беларуси, исковое заявление судом принято.
Согласно судебной практике и регламенту, Международный арбитражный суд при БелТПП обязан в течение месяца сформировать состав арбитража, на вынесение решения отводится срок не более трех месяцев.
"Однако сроки написания решения никак не ограничиваются, на практике это, как правило, до шести месяцев. Процесс считается завершенным, когда его участники получили оформленное судом решение", — заметили собеседники Sputnik.
По их словам, нередки случаи, когда споры белорусских субъектов хозяйствования с резидентами республики затягиваются на годы.
Поэтому, полагают эксперты, не исключен такой вариант развития событий, как это было в деле по "Запад-Транснефтепродукту". Тогда белорусские налоговые органы предъявили российскому предприятию к уплате 12 миллионов долларов штрафа за ведение деятельности без регистрации и подало в суд на взыскание этой суммы. Спор длился не один год и завершился признанием Беларусью права собственности России на магистральные нефтепродуктопроводы, проходящие по территории республики. Было подписано соответствующее межправсоглашение, "Запад-Транснефтепродукт" получил новую регистрацию, на этом конфликт был исчерпан.
Эксперты полагают, что аналогичным образом может развиваться и "шестая газовая".
"Параллельно с судебным процессом Москва и Минск продолжат переговоры. Ни одна из сторон сегодня не заинтересована в обострении конфликта", — считают эксперты.
В качестве аргументов они приводят доводы о том, что "Газпрому" необходимо сохранить имидж надежного поставщика: после обострения российско-украинских отношений задействовать трубопроводы Украины для обеспечения западных потребителей не получится.
"Вполне возможно, что сторонам придется разработать и подписать некие дополнительные соглашения к уже ныне действующим, где будет более четко прописан механизм ценообразования", — считают эксперты.
"Перейдут ли в таком случае нынешние газовые отношения ближайших союзников в стадию острого конфликта? Думается, вряд ли. Москва не заинтересована обострять газовый конфликт, который не принесет ей серьезных дивидендов, но серьезно подпортит имидж интеграционной "пятерки" ЕАЭС", — считает, в свою очередь, Татьяна Маненок.
Она также подчеркнула, что судиться с белорусскими должниками "Газпрому" будет непросто — ведь соглашениями по созданию Таможенного союза и Единого экономического пространств действительно предусмотрено, что страны "таможенной тройки" (Россия, Беларусь и Казахстан) перейдут на равнодоходные цены на газ до 1 января 2015 года.