Елена Васильева, Sputnik.
Испанский уличный художник Deih прилетает в Минск, чтобы на городских стенах появился еще один стрит-арт. Художник знаменит своими научно-фантастическими сюжетами, и организаторы обращаются к минчанам с просьбой помочь испанцу вдохновиться национальной мифологией. Корреспондент Sputnik побеседовала с культурологом Сергеем Харевским о том, какие мифологические мотивы неплохо смотрелись бы на минских стенах.
"Там, где сейчас расположился ресторан "Старое русло", было языческое капище, которое действовало до 1945 года. После волхвов репрессировали, а капище в 1980-м году накануне Олимпиады было уничтожено. Это место подробно описано, есть свидетели, публикации наших знаменитых специалистов в сфере археологии. Было бы неплохо на стенах воссоздать сюжет об этом самом старом в Европе капище, просуществовавшем в европейской столице до середины ХХ века", — считает Харевский.
Культуролог также уверен, что городу не хватает изображений сюжетов о легендарном богатыре Менеске, мифическом основателе города.
"В этой мифологии есть множество интересных деталей", — уверен Харевский.
Мифический Менеск по легенде построил на реке Свислочи большую каменную мельницу в семь колес. Никто самого Менеска не видел, тем не менее в окрестностях свислочской земли ходили самые фантастические рассказы о его силе. Говорят, что в его мельнице мука мололась не из ржи, а из камней, что ночью слышались какие-то странные крики, ауканье, песни, музыка и танцы, что в полночь ездил он на своей мельнице по селениям и набирал дружину.
Харевский также уверен, что новое граффити не должно вызывать психологического дискомфорта у минчан, как это случилось с работой iNO, популярного греческого художника, приглашенного в Минск. Его "Человек без лица" на стене минского дома попал в мировой топ работ октября 2015 года, но минчане все же остались недовольны. Жители дома утверждали, что шедевр нагоняет депрессию. Между тем Олег Ларичев, один из инициаторов проекта "Городские мифы", уверен: стрит-арт не может быть нейтральным.
"Самолетик от белоруса Mutus вызвал дискуссию о судьбе района старого аэропорта, работа британца Guido van Helten — о национальной идентичности. Мюрал итальянца Millo заставила задуматься о городском пространстве, в котором мы существуем. А мюрал Kislow из Севастополя — обращение к теме истории и мифологии Минска", — объясняет Олег Ларичев.
Теперь концепцию нового граффити можно будет обсудить всем городом — открытая встреча с художником состоится 18 мая. В Минске художник хоть и планировал обратиться к белорусской мифологии, но он может изменить свое мнение.