Мария Шелудякова, Sputnik.
Роль интеграции в преодолении экономического кризиса в странах ЕАЭС велика, заявила член Коллегии по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая.
"Объемы торговли сокращаются исключительно из-за падения цен на энергоресурсы, при этом в физическом объеме торговля растет. В январе и феврале на 18% сократился объем взаимной торговли, однако объем торговли с третьими странами сократился на 40%", — сказала она, указывая на стабилизирующую роль союза.
При этом Валовая добавила, что Кыргызстан увидит позитивный эффект от вступления в ЕАЭС уже в ближайшие месяцы.
Как бороться с кризисом
Макроэкономическая политика объединения в этом году будет иметь антикризисную направленность, так как повышение цен на энергоресурсы ощутили все страны, входящие в ЕАЭС, подчеркнула Валовая, добавив, что будут использованы дополнительные возможности по углублению сотрудничества, как в экономической, так и в валютно-финансовой сфере.
"В настоящее время принимаются меры по повышению макроэкономической устойчивости в странах ЕАЭС. Необходимо сконцентрироваться на тех вещах, которые являются исключительно важными: снижение темпов инфляции, сокращение волатильности валютных курсов, стимулирование экономического роста. Кроме того, планируется расширение использования национальных валют во взаимной торговле", — отметила Валовая.
Кроме того, страны ЕАЭС проводят работу по координации промышленной политики и по созданию научно-технологических платформ. Для возрождения промышленности в евразийском пространстве изначально будут определены сферы, которые представляют интеграционный потенциал.
"Мы должны определить критерии для выбора сфер экономики, которые обладают наибольшим интеграционным потенциалом. Сейчас мы такие критерии подготавливаем, и готовим на базе этих критериев определение тех сфер промышленности, которые могут быть наиболее эффективными с точки зрения совместного развития", — подчеркнула она.
По словам представителя комиссии, во многих отраслях промышленности стран-членов отмечается прирост производства до 27%. По ряду отраслей есть возможности активнее занимать нишу импортных товаров. Валовая отметила, что кооперация с партнерами из ЕАЭС позволит получить новую продукцию без создания новых производств на территории отдельно взятой страны.
Единый рынок и валюта
Общий финансовый рынок в евразийском пространстве будет создан к 2025 году — к этому сроку появится единый наднациональный регулятор, который не будет заменять национальные регуляторы, но создаст для общего рынка "правила игры".
"Это очень амбициозная задача, подготовка к созданию общего финансового рынка начата уже сейчас. Работа идет по графику. Кроме того, надо будет поставить вопрос о финансовом образовании, так как стандарты людей, которые работают на общем финансовом рынке, тоже должны быть гармоничными", — рассказала экономист.
В ЕАЭС ранее неоднократно звучали предложения ввести единую валюту. Валовая такой необходимости не видит, пока не будет создан единый рынок. По ее словам, пока в этом нет ни потребностей, ни условий.
"Чтобы вводить единую валюту и получить от этого преимущество, надо иметь очень высоко интегрированный во всех секторах экономики единый рынок. Мы ставим перед собой такую задачу, но на длительную перспективу", — объяснила она.
Расширять интеграционное объединение Валовая также бы не стала торопиться, потому что сейчас жесткой необходимости форсировать расширение союза нет. Однако, подчеркнула она, многие страны идут на контакт с ЕАЭС, и объединение "не зацикливается на Европе и на тех государствах, которые входили в состав СССР".
ЕАЭС и ЕС
Европейское общество, в отличие от европейских бизнесменов, пока не осознает преимущества ЕАЭС. Взаимоотношения с ЕС в настоящее время находятся на самом начальном этапе, так как "мешают старые стереотипы", заявила Валовая, подчеркнув при этом, что ЕАЭС еще несколько лет назад предложил европейским коллегам начать активный диалог. По мнению Валовой, контакт абсолютно необходим как для бизнеса, так и для государств союза, так Европы.
"Европейский бизнес не может обсуждать вопросы по техническому регулированию или по таможенному администрированию ни с Россией, ни с Беларусью, ни с Казахстаном, ни с Арменией, ни с Кыргызстаном в отдельности, только с союзом целиком. Необходимо обсуждать создание общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока", — сказала она.
По словам экономиста, многие в Европе представляют ЕАЭС как некое политическое объединение и считают, что тон задает Россия. "Это звучит рефреном в выступлениях европейских политиков. Однако европейский бизнес не только видит, но и пользуется преимуществами ЕАЭС", — подчеркнула Валовая.
Накануне президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил европейским коллегам начать диалог — совместный форум Евразийского экономического союза и Европейского союза пройдет осенью. В Госдуме РФ уже заинтересовались таким предложением. Глава комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий заявил, что проведение форума ЕАЭС-ЕС позволит снять деструктивные подходы о несовместимости европейского и евразийского векторов развития.
"Надо поговорить, что из себя представляет ЕАЭС и какие преимущества от его функционирования получает Европа. На уровне экспертного диалога с рядом европейских институтов активно ведется диалог и оцениваются последствия такого сближения. Европейский бизнес постоянно подминает эту тему и призывает начать этот диалог. Сейчас очень благоприятное время", — сказала она.
Президент Казахстана предложил сделать 2016 год годом углубления взаимодействия ЕАЭС с другими интеграционными объединениями и другими странами. В ближайшее время состоится саммит Россия-АСЕАН в Сочи, на полях будут обсуждены возможности сближения АСЕАН с Евразийским экономическим союзом и Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС).