Никакой технический прогресс, никакие научные выводы не способны изменить отношения к нашим ушедшим в лучший мир предкам. Родителям, бабушкам, дедушкам, родным и близким.
Так уж устроен человеческий разум и душа, что мы воспринимаем их, как живых. С течением времени это стало и нормой, и традицией. Наверное, нет на Земле религии, которая тем или иным образом не исполняла бы поминальные священнодействия, не имела бы соответствующих обрядов и треб. Существуют разные варианты культуры отношения к умершим в странах мира. Порой настолько экзотические, что рука не поднимается их описывать.
Советское прошлое внесло свои, существенные новшества в эту тончайшую тематику. Появились гражданские панихиды и митинги-реквиемы. Безбожие породило некую гремучую смесь из отрицания посмертной жизни с вкраплениями мистических подозрений. Это выливалось в обильные возлияния прямо у могил, которые зачастую перерастали то в песнопения (понятно, не религиозного содержания), то в выяснения отношений, приправленных неподобающей времени и месту лексикой. Чему я был свидетелем неоднократно.
И сегодня сплошь и рядом мы наблюдаем соседство христианских, языческих и атеистических подходов. В день Радуницы на кладбищах мы можем увидеть импровизированные застолья, "подношения" усопшим стаканчиков и закуски. Церковь же говорит о молитве. Искренней, исходящей из глубины души и сердца. Главной вспомоществующей дани ушедшим. И не менее благотворно действующей на наши собственные, подчеркиваю, бессмертные души.
Покрашены кресты, оградки,
Цветы, зажженные лампадки,
Вот так дань памяти доныне
Ушедшим воздают живые.
Деревни, городки, столицы
Дедам, прабабкам-радуницам
Послепасхальною порой
Устраивают пир-горой!
Так повелось с времен Перуна,
Что помнят родственные струны
Мотив извечный, родовой,
Что напевает домовой
За печкой в обществе сверчка,
Скрипучим гласом старичка…
Истории, преданья, сказки,
И прошлого гримасы, маски,
Из поколенья в поколенье
Мы чтим нетленные творенья,
И летописи, письмена,
И наших предков имена…