МИНСК, 7 мая — Sputnik. Внуки известного полководца командующего 1-м Прибалтийским фронтом Ивана Баграмяна в канун Дня Победы приехали в Беларусь, чтобы побывать в тех местах, где воевал дед.
"Дед, как и многие участники той войны, не очень любил вспоминать про нее. С гораздо большим удовольствием рассказывал про учебу, он ведь с отличием окончил две академии — имени Фрунзе и Генерального штаба. Работал преподавателем, но хотел быть в активной армии в войсках, о чем написал своему однокашнику Георгию Жукову", — рассказал Sputnik внук Ивана Христофоровича Иван Сергеевич Баграмян.
С Жуковым Баграмян познакомился в 1924 году в Ленинграде, где они учились на Высших кавалерийских курсах усовершенствования командного состава. Кстати, тот выпуск впоследствии дал Красной армии сразу четырех маршалов: с Баграмяном и Жуковым в те годы учились Константин Рокоссовский и Андрей Еременко.
"У деда с Жуковым были хорошие отношения. Он помог, добился того, что деда перевели в Киевский особый военный округ, которым он в то время командовал. И здесь в звании полковника дед начал войну", — рассказал Иван Сергеевич.
Баграмян — один из соавторов успешной Орловской операции, после которой ему доверили командование 1-м Прибалтийским фронтом.
Освобождение Беларуси
1-й Прибалтийский фронт под командованием Ивана Баграмяна освобождал Городок, Витебск, Жлобин, Оршу и Полоцк. В субботу внуки Баграмяна проехали по местам, где воевал дед.
В Городке потомков маршала провели по местному краеведческому музею, напомнили, как непросто Баграмяну дался успех в наступательной операции. На пути войск 1-го прибалтийского осенью-зимой 1943-го были болота и четыре линии немецкой обороны, возведенные вокруг города.
"У нас много холмов. К тому же местность болотистая. Это значит, надо было тянуть пушки. Танки, которые, к примеру, шли в обход Езирище (деревня — окрестностях Городка — Sputnik), просто утонули. И плюс нельзя было голову поднять — все простреливалось", — напомнила гостям директор Городокского краеведческого музея Тамара Иванова
Гости посетили мемориальный комплекс, где похоронены около пяти тысяч солдат и офицеров, которые погибли во время Городокской операции.
"Мне очень впечатлила эта поездка. Влюбилась в Беларусь и людей, которые нас здесь принимают и окружают. Я абсолютно потрясена тем, как люди хранят память о войне и погибших воинах, которые освобождали Беларусь. Это очень трогательно, что здесь так хранят память о нашем деде" — заявила в интервью Sputnik внучка маршала Карина Наджарова.
Жесткий, но человечный
Те, кто воевал с Баграмяном, запомнили его как стратега и человека, который никогда не повышал голос на подчиненных, рассказала директор Городокского музея.
Маршал всегда умел находить нестандартные ходы. За счет этого добивался успеха не только на войне, и позже — в мирной жизни. К примеру, однажды очень интеллигентно и элегантно напомнил латышским депутатам, что диалог лучше все-таки вести на одном языке.
Когда на первом заседании Верховного Совета Латвийской ССР сначала председательствующий, а затем и остальные заговорили на латышском, Баграмян — представитель ВС СССР — взял слово и обратился к ним по-армянски. После этого эпизода все заседания стали вестись на русском.
"Да, была такая история. Он был и жесткий, и в то же время человечный. Всегда был доброжелательным, стремился прийти на помощь людям. Когда он был депутатом ВС, помню, к нам приходили разные люди из Армении, Азербайджана. Их всегда обязательно всех сажали за стол, угощали. Дед всегда, чем мог, помогал", — рассказал Иван Сергеевич.
В Беларуси внук полководца не в первый раз. В 1980 году приезжал вместе с дедом на Слет Центрального штаба Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Баграмян тогда возглавлял этот штаб.
"Слет тогда проходил в Беларуси. Нас принимал Машеров, и очень сердечно принимал. Запомнилось, с каким уважением Машеров относился к ветеранам войны, хотя сам был очень заслуженным человеком. Это было за две недели до его трагической гибели", вспомнил Иван Сергеевич.
Помимо Минска и Городка, внуки Баграмяна посетили Витебск и Полоцк, которые войска Маршала освобождали уже в рамках операции "Багратион".