Юрий Глушаков, Sputnik
Рубашки, майки и другая одежда с вышитыми орнаментами набирают все большую популярность. Одни носят ее из любви к национальной культуре, другие — чтобы подчеркнуть этническую самобытность. Впрочем, любовь к национальным символам и орнаментам появлялась в разные исторические периоды.
Под защитой ромба
Традиция нанесения узора на одежду у наших предков имеет языческие корни: древний орнамент на мужской и женской одежде выполнял защитную функцию — он был призван хранить тело и душу от враждебных сил.
Еще одним, возможно, не менее важным предназначением узоров на одежде было указание на родо-племенную принадлежность их носителей. И сегодня этнографы фиксируют похожесть типа народной одежды, в пределах одного района, например — "калинковичский строй (костюм — Sputniк)", "сенненский строй".
Сам же орнамент полностью расшифровать сейчас, увы, невозможно. Деревенские бабушки, которые ткали его едва ли не до последнего времени, как правило, семантику "ромбов с круком" объяснить уже не могут. Поэтому здесь широкое поле для всевозможных интерпретаций — от самых невероятных до научно выверенных.
Многие специалисты говорят том, что народный орнамент отражал религиозные представления наших предков с их поклонением солнцу ("ромб", "крыж") и другим силам природы. Однако к современным коммерческо-рекламным прочтениям вышитых узоров в духе "символ Ярилы защитит вас и ваш бизнес" надо относиться с осторожностью…
Конечно, в вышитых рубахах за плугом или на сенокос не ходили: крестьяне если и имели такие рубахи, то надевали их на свадьбу или другие праздники, на ярмарку или в церковь. Кстати говоря, фотографии конца XIX — начала XX века у белорусских крестьян рубах-вышиванок фиксируют, к сожалению, достаточно мало.
"Первоначально орнамент вышивали по всем краям мужской и женской рубашки, что бы не допустить "злых духов" к телу. Вышивка на рукавах, например, также должна была придать силу рукам. Для каждого возраста и местности существовал свой тип рубахи. И даже внутри гомельского региона были свои отличия. Для гомельского Поднепровья, например, характерны рубашки со стоячим воротником, иногда — косоворотки. Для Житковичского и некоторых других полесских районов — рубахи с отложным воротником, с богатым растительным орнаментом. Возможно, на верхнем Днепре имело место влияние русской традиции, в Полесье — западной, польской", — рассказала Sputnik заведующая отделом истории ГИКУ "Гомельский дворцово-парковый ансамбль" Анна Кузьмич.
В свое время влияние на геометрию вышитых узоров оказал и стиль "барокко".
Вышитая рубашка вместо красного знамени
В XVII-XIX столетиях в Европе разворачиваются буржуазные революции и национально-освободительные движения. Народные костюмы становится элементом политической манифестации против феодальных империй. Простую пуританскую одежду носят "железнобокие" солдаты Кромвеля. Символом Великой Французской революции стал красный фригийский колпак простонародья.
Но в Беларуси, Украине и России вышитые рубахи "хлопов" еще долго не воспринимаются в качестве национального знамени. Польская и ополяченная шляхта в Беларуси предпочитает фрондировать в средневековых кунтушах, помещики-украинофилы — в казачьих жупанах. В собственно России доходит до курьезов — когда славянофил Иван Аксаков надевал старинную "национальную" мурмолку и зипун, крестьяне принимали его за "персиянина".
В сословном государстве даже ношение одежды было строго регламентировано — и царская полиция преследовала славянофилов за ношение народного костюма. А гимназистов и студентов даже переодевали в крестьянское платье — в виде наказания.
Поэтому когда народные рубахи стали надевать революционеры-народники, это имело характер социального протеста.
Советский художник П. Сергеевич в 1955 году, когда рисовал повстанцев Константина Калиновского, изобразил их в вышиванках… Но поскольку большинство участников восстания 1863 года составляла мелкая шляхта, даже теоретически они не могли быть в вышиванках. Мелкопоместная шляхта надевала крестьянскую одежду только в случае полного разорения.
Массовое переодевание в одежду простого народа началось во время знаменитого "хождения в народ" 1870-х годов. Но в этом не было национальных мотивов — домотканые рубахи и армяки молодые дворяне, дети государственных служащих и купцов, натягивали на себя исключительно для социального сближения с народом. И для конспирации…
В начале 1880-х годов белорусские народовольцы формируют первую политическую партию в Беларуси — "Белорусскую социально-революционную партию".
"Плебейско"-крестьянские, а не "элитарно"-аристократические мотивы преобладают и в зарождающейся белорусской и украинской литературе и театре. Теперь уже и в австро-венгерском Львове, и в российских Киеве и Полтаве народные рубахи становятся символом национального Возрождения.
Большинство тогдашних "национально-сознательных" украинцев и белорусов исповедовали социалистические и революционно-демократические взгляды. Коллективистские ценности в сочетании с определенным интернационализмом были присущи и марксистам, и народникам из Белорусской социалистической Грамады и из Украинской революционной партии. А в австро-венгерской Галиции украинские "русинские" деятели вообще с надеждой взирали на помощь России.
Вышиванка для Генсека
Одним из немногих почитателей вышиванки, кого удалось обнаружить на дореволюционных фото, был гомельский революционер Солохин. В 1906 году этот уроженец пригородной деревни Поколюбичи и его шикарно вышитая рубаха были запечатлены фотографом Департамента полиции для соответствующей карточки — вместе с отпечатками пальцев "государственного преступника".
Городские мещане и буржуа начала XX столетия стараются приобретать готовую фабричную одежду, чем "выгодно" отличаются от селян в их домотканых рубахах. Ренессанс вышиванки, а точнее — появление ее стилизованного "городского" варианта происходит в 20-30-е годы. Вышитые рубахи массового выпуска носят советские пионеры, комсомольцы и партийные лидеры. В музее "Молодой гвардии" в Краснодоне, например, хранится вышиванка Олега Кошевого. Национальные костюмы являются непременным атрибутом советских праздничных демонстраций, концертов и театральных постановок.
По мнению Анны Кузьмич, городская вышиванка 20-30-х годов серьезно отличалась от традиционной рубахи — она была более декоративной, изготавливалась из фабричных тканей и кроилась для удобства ношения с обычным цивильным костюмом. Слово "вышиванка" заимствовано, скорее, из украинского языка. Белорусские крестьяне свои рубашки обычно называли "кашуля", "сарочка".
В довоенном СССР ношение вышиванки должно было символизировать советский демократизм и народность.
А вот в 20-30-е годы национальным мотивам в одежде на Западе стали придавать политическое звучание. Традиционалистские костюмы все чаще становятся униформой фашистов и крайне правых — румынских легионеров, испанских фалангистов, националистов из украинской ОУН.
На редком фото в стилизованной рубашке в конце 1920-годов запечатлен гомельчанин Гена Карпов. Рядом с ним — его младшие братья Сева и Володя. Геннадий погиб на фронте. Сева и Володя собирали боеприпасы для партизан, нацисты пытали их в присутствии матери, потом казнили…
После войны вышиванку очень любил надевать самый экстравагантный лидер Советского Союза — Никита Хрущев.
В вышитой темной косоворотке был сфотографирован в свое время Якуб Колас. В СССР 60-80-х годов рубашки-вышиванки начинают носить представители некоторых молодежных субкультур — и националистически настроенные диссиденты.
Сегодня рубаха-вышиванка снова популярна. Она переживает пик своей политизации и коммерциализации — цены на вышиванку-"хэнд мэйд" достигают 300-500 долларов. Возможно, со временем она утратит этот налет политизированности и останется, прежде всего, достоянием народной культуры.