Максим Костьян, Sputnik.
Ни один запрещенный Всемирной антидопинговой организацией (ВАДА) препарат не отметился такой разгоревшейся вокруг него шумихой, как мельдоний (милдронат). Название этого препарата на слуху даже у тех, кто не имеет никакого отношения к спорту, о нем говорят президенты стран, он стал темой для шуток в юмористических передачах. То ли широкий общественный резонанс, то ли иные причины побудили ВАДА пересмотреть свое решение относительно данного препарата.
Так, на минувшей неделе были опубликованы результаты промежуточного исследования, согласно которому содержание менее одного микрограмма мельдония на миллилитр в допинг-пробе спортсмена, сданной до 1 марта 2016 года, является допустимым показателем. Кроме того, объявлено, что решение о временной дисквалификации спортсменов или ее снятии остается за международной федерацией, если концентрация вещества в допинг-пробе, взятой до 1 марта 2016 года, составляет от 1 до 15 мкг или если в допинг-пробе, взятой после 1 марта, концентрация составляет менее 1 мкг. Однако милдронат по-прежнему является запрещенной субстанцией как в соревновательный, так и во внесоревновательный периоды и относится к классу "Гормоны и модуляторы метаболизма". 13 апреля ВАДА сообщало о 172 положительных пробах на мельдоний.
Хронология событий
"Я объясню хронологию принятия списка, чтобы не было каких-то недопониманий. 16 сентября 2015 года Исполком ВАДА утвердил новый запрещенный список, 29 сентября он официально опубликовал на своем сайте. С этого момента спортсмены были уведомлены и считается, что это официальная публикация", — рассказал в интервью Sputnik директор Национального антидопингового агентства Беларуси (НАДА) Денис Мужжухин.
Он также добавил, что 1 октября списки были опубликованы на сайте НАДА и министерства спорта. "В этих списках было сказано, что они действуют с 1 января. Поэтому "вилка" в три месяца была абсолютно у всех", — сказал Мужжухин и заметил, что это постоянная практика ВАДА.
"В этом году список будет приниматься по точно такой же схеме. Ничего нового в 2016 году не произошло, система как работала, так и работает. И говорить, что 31 декабря никто не знал, а 1 января все проснулись в новой стране — это не соответствует действительности", — уверен собеседник Sputnik.
По словам Мужжухина, перед тем, как принять список, ВАДА "ежегодно для обсуждения и консультаций рассылает предварительный список". "Где-то в апреле начинается работа, к лету они рассылают, затем собирают все эти консультации. Учитывают они их или не учитывают — это их уже дело и работа", — подчеркнул Мужжухин.
Собеседник Sputnik обратил внимание, что в своей время Латвия озвучила позицию, что включение милдроната в список запрещенных препаратов преждевременно. "Мы также подтвердили эту позицию, высказались, что стоит еще поизучать это препарат более долгий срок, ведь в мониторинговой программе ВАДА он был всего один год", — сказал он.
Но вместе с тем Мужжухин сказал, что если ВАДА наблюдает какой-то препарат, то он может попасть в "черный список". "Программа мониторинга включает ряд препаратов. Они в 2017 могут попасть в запрещенный список, а могут не попасть, и наблюдение за ними будет продлено", — уточнил глава НАДА.
"Говорить, что мы не знали и нас подставили — это не совсем корректно. Все традиционно: сначала за ним наблюдали, затем его ввели", — продолжил директор агентства, добавив, что ВАДА заранее публикует список, чтобы у спортсменов была возможность исключить тот или иной препарат.
На вопрос, прислушиваются ли специалисты ВАДА к национальным агентствам, Мужжухин ответил: "Раз они проводят такие консультации, конечно, они их используют".
"Это ведь не вопрос ради вопроса. Только в какой степени они прислушиваются к ним, я не берусь сказать. Вот этот научный комитет ВАДА, на который и возлагается ведение списка и представление его Исполкому ВАДА, он, в том числе заказывает в различных научных организациях и лабораториях проведение исследований по влиянию препарата. И только после этого они смотрят эти выводы и рекомендации и принимают обоснованное решение", — пояснил собеседник Sputnik.
Самостоятельные спортсмены
Мужжухин заверил, что сейчас милдронат, который ранее министерство спорта Беларуси приобретало свободно, полностью отсутствует на складах.
"Мы провели совещание с врачами, на котором вся эта информация была доведена. Централизованное приобретение было прекращено. Осенью назначения милдроната были последними. Сегодня я могу гарантировать, что в структуре Минспорта на складах этого препарата нет", — заявил директор НАДА.
Врачи национальных команд также, по словам Мужжухина, были сориентированы и могли провести какие-то замены препарата. Вместе с тем он заметил, что важную роль в борьбе с допингом играет и сам спортсмен, которого необходимо научить консультироваться по всем вопросам.
"Вот когда врач откажет в консультации, это другое. Но сейчас можно констатировать, что мало спортсменов обращаются за консультацией. В некоторых видах спорта это поставлено на уровень рефлекса: взял таблетку в руки — позвонил врачу. Это обезопасит спортсмена", — уверен Мужжухин.
Собеседник Sputnik привел несколько примеров из жизни, когда самостоятельность атлета не помогает ему, а наоборот — делает хуже. Специалист считает, что даже при лечении простуды необходимо всегда быть внимательным.
"Я не так давно разговаривал с тренером, он мне рассказал, что спортсмен у него заболел, и он пошел в аптеку и купил ему лекарство. Я говорю ему: "А вы уверены, что там нет запрещенных веществ?" Он мне: "Не уверен". Никто не консультировался. Я не утверждаю, что спортсмен или тренер не правы. Но этот механизм: заболел, пошел в аптеку, купил и даже не задумался, что в каком-либо препарате может содержаться запрещенное вещество. Вот здесь самостоятельности спортсменов я не хотел бы видеть", — сказал он и добавил, что вполне естественно, когда топ-спортсмен, у которого в силу его профессии развиты те или иные заболевания, пытается замедлить их течение, но делать это необходимо под пристальным присмотром специалистов.
На сайте НАДА есть соответствующий раздел, рассказал Мужжухин, где атлеты могу ознакомиться со теми препаратами, которые в своем составе имеют запрещенные вещества. "Мы помогаем спортсменам. Плюс врачи национальных команд, они все работают с атлетами. Но, к сожалению, это не удалось довести до уровня инстинктов: взял в руку таблетку, и у тебя должно сработать "нет, я ее не приму". Только спортсмен несет ответственность за то, что попало в его организм. Умышленно или неумышленно — это потом будут разбираться", — продолжил Мужжухин.
Он уверен, что спортсмен всегда может себя защитить, нужно только избегать применения подобных препаратов. "Тут также нужно работать с тренерским штабом, который оказывает влияние на атлета, врачами, помогающим в лечении. На государственном уровне вся система налажена и выстроена. Но наши спортсмены в силу своей звездности — бывают и такие — не всегда обращают на это внимание", — констатировал директор НАДА.
Что касается употребления белорусскими спортсменами мельдония, то тут Мужжухин выразил опасение, что единичные случае все-таки могут быть выявлены. "Я единственное за что опасаюсь, что у спортсменов остались эти коробки (с милдронатом — Sputnik), и они по старой памяти продолжат его применять. Вот за это я реально опасаюсь. Это к разговору о самостоятельности. Препарат легкодоступный — в аптеках он безрецептурно продается. Если умудряются достать анаболические стероиды, которые ограничены к обороту, то для милдроната вообще все просто. Я не исключаю и опасаюсь, что у нас могут быть какие-то неблагоприятные случаи. По линии государства все было сделано, и меры были приняты своевременно", — заявил Мужжухин.
Четыре года — это нормально
Собеседник Sputnik уверен, что вся ситуация вызвана в первую очередь недостаточным количеством публикаций со стороны ВАДА о милдронате.
"Что бы хотелось мне, да и другим специалистам — видеть реальные выкладки научных исследований, подтверждающих действительный рост спортивных результатов, нарушающих здоровую конкуренцию среди атлетов, или же то, что это препарат вредит здоровью. Но ВАДА сказала, что включение милдроната в список вызвано ростом спортивных результатов. Они не говорят, что это наносит вред здоровью. Если бы такие публикации были, у всех бы снялись вопросы", — сказал Мужжухин.
Но, как пояснил директор НАДА, всемирная организация "указывает причину введения буквально двумя словам "препарат повышает спортивные результаты". Милдронат не стал исключением. "Так по каждому препарату. За этими словами много вопросов. Будь за этими словами какие-то публикации и сноски, никакой шумихи бы и вопросов не было", — сказал он.
Также Мужжухин не согласен с утверждением создателя мельдония, ученого Иварса Калвиньша, который ранее заявил, что спортсмены обязательно будут умирать прямо во время состязаний. "Нет, с этим утверждением я не согласен. Есть возможность заменять препараты другими аналогами. Просто нужно выработать разумные альтернативы. Я думаю, что в Америке есть какие-то разрешенные препараты схожего действия. Но это уже вопрос денег и целесообразности. Но моя точка зрения: все препараты из запрещенного списка можно заменить альтернативными, можно легально поддерживать спортсмена", — прокомментировал слова Калвиньша Мужжухин.
Собеседник Sputnik в очередной раз отметил, что организм спортсменов работает на износ и поэтому ему нужна большая поддержка, чем обыкновенным людям. "Но надо грамотно прорабатывать эти вопросы с врачами и другими специалистами (фармакологами, химиками). И если эта работа будет правильно налажена, то я уверен, что ни у одного спортсмена проблем не возникнет. Ненужно надеется на авось или слушать советы своих коллег. Нужно грамотно подходить к этому вопросу и проблем однозначно не будет", — уверен директор агентства.
Санкции же за употребление допинга Мужжухин считает оправданными. Но вместе с тем он высказал мнение, что применение ограничительных мер должно быть более гибким.
"Спортсмены должны понимать, что риск очень велик, и применение препаратов чреват, ты практически разрушаешь всю свою жизнь. Все, чего ты достигал на протяжении долгих лет, может быть перечеркнуто в один день. Я считаю, этот подход оправданный. Но при вынесении вердиктов должна быть "вилка". Нужно более гибко реагировать на позицию спортсмена и на результат расследования", — сказал Мужжухин.
По его словам, позицию ВАДА в вопросе вынесения сроков дисквалификации он "не совсем разделяет". В качестве примера он привел случай, когда спортсмен активно сотрудничал с расследованием, однако срок отстранения изменен не был.
"Спортсмен активно сотрудничал, показал, где приобретал эти препараты. Милиция эту точку "накрыла". Тем самым было приостановлено дальнейшее нелегальное распространение вещества. Мы предложили сократить срок дисквалификации в два раза, но ВАДА нас не поддержала и предложила в суде встретиться. Но никто не пошел на обострение. В таких вот ситуациях нужно более объективно подходить", — рассказал Мужжухин.
Он считает, что подобная практика стимулировала бы спортсмена быть более открытым.
"На рассмотрении подобных дел они так и говорят "а смысл мне все рассказывать". А ведь по большому счету спортсмен — жертва, либо жертва своего незнания или непрофессионального подхода к своей деятельности. А если за спортсменом стоит тренер? Это надо каленым железом, так сказать, все выжигать. Или врач. Ведь ни для кого не секрет, что в погоне за результатом тренер форсирует подготовку, добивается достижений. В результате чего у него растет его материальное благо. А спортсмену раскрывать эту цепочку не выгодно. Ведь вопросы снижения дисквалификации туго проходят", — рассуждает специалист.
"Поэтому четыре года это целесообразно, но, я думаю, агентствам надо предоставлять возможность снижать и соглашаться с нашим мнением, раз ВАДА признает нас. Доверяйте нам. Мы-то разбираемся в этой ситуации. Они, наверное, боятся что такая практика может привести к злоупотреблениям. Это их право", — резюмировал Мужжухин.
Однако, уверен он, для принятия судьбоносных решений нужно применять более широкую доказательную базу и тогда не будет повода усомниться в вынесенных вердиктах.