Новая "консервативная" Польша: чего ждать Беларуси?

© Flickr / Dan MarkeyeФлаги Польши
Флаги Польши - Sputnik Беларусь
Подписаться
Колумнист Sputnik Александр Шпаковский о перспективах урегулирования спорных вопросов и межгосударственного сближения с западным соседом.

В отношениях официальных Варшавы и Минска отмечается положительная динамика. Несмотря на ожидания некоторых экспертов, что пришедшая к власти консервативная партия "Prawo i Sprawiedliwość" усилит давление на Беларусь, в политической сфере происходят обратные процессы.

В торговом центре в Польше - Sputnik Беларусь
Польская торговля думает, как не остаться без белорусов

Сначала польская дипломатия поддержала идею снятия европейских санкций, после чего 22-23 марта состоялся визит в нашу страну министра иностранных дел РП Витольда Ващиковского, а уже затем последовали заявления польских экспертов о том, что Варшава "перестанет требовать от Минска демократии". На практике это обозначает существенное сокращение финансирования структур белорусской оппозиции, урезание предназначенных для них образовательных программ и физическое уменьшение концентрации оппозиционного актива на польской территории.

Долгое время именно поляки удерживали пальму первенства в части координации деятельности белорусских радикальных сил, настроенных на свержение действующей власти. Сейчас польское руководство либо пытается вписаться в общий тренд ЕС по "трансформации Беларуси" (ненасильственное изменение конституционного строя), либо действительно меняет внешнеполитические подходы на белорусском направлении.

Польша отказывается от роли учителя демократии

Белорусско-польские межгосударственные отношения необходимо рассматривать с учетом прошлого негативного бэкграунда Беларуси и ЕС. Поляки одними из первых в мире признали государственный суверенитет Беларуси в 1991-ом, однако именно польское руководство на протяжении последних 20 лет выступало как застрельщиком политики санкций в отношении нашей страны, так и инициатором возобновления диалога и разрядки. Однако сейчас в отношениях Беларуси и Польши складывается принципиально иная конъюнктура, связанная с изменением польской роли в ЕС.

Пришедшие к власти консерваторы взяли курс на укрепление национального суверенитета в контактах с Брюсселем, контроль информационного пространства, вытеснение иностранного (в первую очередь, немецкого) капитала из польской экономики. Ведущие польские СМИ, такие как газета RzeczPospolita, выходят с заголовками а-ля "Конец немецкой Европы" и думается, что в ЕС наметилась явная линия польско-немецкого противостояния. Органы управления ЕС уже метали критические стрелы в адрес польского правительства, а Европарламент на настоящем этапе рассматривает различные вариант резолюций по ситуации Польше, некоторые из которых осуждают "нарушения демократии и свободы слова" и тем самым открывают дорогу для введения антипольских санкций. То есть даже по формальным признакам, некоторое устранение Польши от дела "демократизации" Беларуси вполне объяснимо, так как на роль "учителя" вряд ли годится страна, которую администрация европейской школы время от времени угрожает поставить в угол.

Польша, формально руководимая премьер-министром Беатой Шидло и президентом Анджеем Дудой, а негласно Ярославом Качинским, явно не согласна с политикой кабинета Ангелы Меркель по большинству общеевропейских вопросов, в том числе ценностного характера. Полагаю, что польская внутренняя повестка будет приобретать все более традиционалистский характер с опорой на католическую церковь, а пресловутые "гомосексуальные браки", "гендер" и прочие "ценности" вряд ли найдут понимание в польском обществе в среднесрочной перспективе.

Уже сейчас очевидна определенная схожесть нынешнего политического строя в Польше с системой, выстроенной Виктором Орбаном в Венгрии, что предполагает сближение между этими двумя странами, а также активизацию польской дипломатии в Вышеградской группе (Польша, Словакия, Чехия, Венгрия) в целом. Не исключено, что в противовес влиянию Германии поляки попробуют собрать "консервативный союз" из восточноевропейских государств.

Предпосылки для ситуативного сближения

В этой связи для Беларуси действительно открываются перспективы ситуативного урегулирования спорных вопросов с Польшей и даже межгосударственного сближения. На память приходят отношения между Беларусью и то же Венгрией, которые, пожалуй, являются наиболее благожелательными, если сравнивать сотрудничество официального Минска со всеми странами "Вышеградской четверки". Тем не менее при оценке подобных перспектив стоит сделать акцент именно на слове "ситуативный", потому как в оценке нынешней польской внешней политики стоит учитывать ряд факторов, связанных с польско-российскими отношениями и военной обстановкой в регионе.

Например, глава польского МИД Ващиковский активно критикует проект "Восточного Партнерства" (ВП), как "инструмент немецкой политики", однако основной упрек польского дипломата заключается в том, что инициатива не давала возможности участникам присоединиться к ЕС. В обстановке, когда Беларусь связана интеграционными договоренностями о Союзном государстве с Россией, эти заявления выглядят несколько неоднозначно. С другой стороны, заместитель министра Ващиковского Александр Стемпковский, комментируя польское виденье дальнейшего развития ВП, отметил упор на реализацию совместных проектов в энергетической и инфраструктурной сфере.

Естественно, в Минске совершенно по-разному отнесутся к перспективам развития отношений с Польшей, если Варшава перейдет от политики перетягивания стран из одного интеграционного лагеря в другой к реализации конкретных взаимовыгодных проектов технократического характера. 

Иным немаловажным аспектом, способным поставить под угрозу возникающие позитивные предпосылки для развития белорусско-польского сотрудничества, является растущая милитаризация Польши в рамках политики усиления восточного фланга НАТО. Растущее недоверие между Варшавой и Москвой фактически приводит к тому, что восприятие Польши как военной угрозы для Беларуси только усиливается. Что бы там не говорили политики, дипломаты и эксперты, любой военный специалист моментально укажет на риски государственной безопасности в ситуации, когда соседняя страна концентрирует на государственных границах живую силу, технику и вооружения.

Непонятно, играет ли Варшава свою собственную партию и военные приготовления — следствие давних фобий и обид? Либо Польша используется третьими странами в роли санитарного кордона между РФ и Германией для ослабления европейской позиции в переговорах по планируемой зоне свободной торговли между ЕС и США?

В любом случае, белорусско-польские отношения получают некоторые позитивные импульсы в краткосрочной перспективе, однако дальнейшее развитие событий слабо предсказуемо и серьезным образом зависит как от международной обстановки в целом, так и от адекватности политических решений каждой из сторон.

Лента новостей
0