Елена Ольшанская, Sputnik.
Новые лимиты беспошлинного ввоза в страну международных почтовых отправлений (МПО) вводятся в Беларуси с 14 апреля указом президента №40.
Документ был подписан 11 февраля, и до его вступления в силу прошло два месяца — именно столько, по расчетам таможенных органов, требуется в среднем для того, чтобы заказанный в интернет-магазине товар был доставлен покупателю.
Sputnik проанализировал, как именно сотрудники таможни будут определять, сколько стоят пересылаемые белорусским покупателям покупки, где оплачивать пошлины, какие случаи станут исключением.
С какого момента начисляются пошлины?
Каждый гражданин, согласно указу президента, с 14 апреля имеет право получить из-за рубежа по почте товар не более чем на 22 евро в месяц и весом не более 10 килограммов. Если лимит превышен, пошлина составит 30% от таможенной стоимости товара, но не менее 4 евро за килограмм.
Временем поступления посылки в Беларусь таможенные органы будут считать дату ее регистрации на складе временного хранения. Эта дата изменению не подлежит. При этом в ГТК подчеркивают, что неточностей здесь быть не должно: согласно ст. 160 п. 4 Таможенного кодекса таможенного союза, посылки помещаются на временное хранение в течение трех часов после их предъявления таможенному органу по прибытии в места (учреждения) международного почтового обмена.
Если посылка была заказана после подписания указа президента, но до вступления его в силу, однако не успела поступить на склад временного хранения до 14 апреля, пошлина на нее будет взиматься — разумеется, в случае превышения лимита.
Примечательно, что будут учитываться все получаемые каждым гражданином в течение месяца интернет-посылки. То есть, если семья делает в интернет-магазине заказы на маму, папу, несовершеннолетних детей и других членов семьи, лимит посчитают на каждого в отдельности.
Закон не предусматривает отдельных норм для отправления в посылках подарков из-за границы от близких родственников. Здесь действуют положения пункта 1 ст. 316 ТК ТС, в соответствии с которыми исчисление сумм таможенных пошлин, налогов производится на основании сведений о стоимости товаров, указанных в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и используемых в таможенных целях.
Однако если гражданин не может представить сотрудникам таможни оригинал документа о стоимости подарка, а у таможенных органов есть основания полагать, что им предоставляют недостоверные сведения, стоимость таких товаров определяется ими самостоятельно.
Для сравнения, налоговые органы Беларуси не считают денежные переводы от близких родственников базой для налогообложения: если гражданин не имел в течение года других доходов из-за границы, декларировать эти переводы для уплаты подоходного налога не нужно.
Сколько на самом деле стоит товар?
В ГТК отмечают, что расчет стоимости интернет-посылок производится исходя из объявленной стоимости МПО, которую указал отправитель. Если ее нет либо она неверна, инспектор определяет стоимость по имеющейся ценовой информации на аналогичные товары, а также по различным интернет-каталогам.
В случае если посылку доставляет не обычная почтовая служба, а служба ускоренной доставки, например UPS или EMS, нормы беспошлинного ввоза будут такими, как определено в указе №40.
Если в МПО пересылаются бывшие в употреблении товары, а у сотрудника таможни есть основания полагать, что это новые вещи, он вскроет посылку и по ярлыкам, внешнему виду, степени износа определит, пользовались ли этой вещью ранее.
Что касается цены, то в ГТК рекомендуют гражданам прилагать документы для определения стоимости товара — например, товарный чек.
Целый ряд вопросов касается особенностей оценки МПО, в которых пересылаются купленные по акциям товары. То есть, во время акции покупатель приобрел товар по более низкой цене, акция закончилась, и продавец поднял цену на этот товар. Чтобы не возникало разночтений, в ГТК советуют в этом случае представить документы, подтверждающие заявленную стоимость (договор, спецификация, счет-фактура, товарный чек, квитанция об оплате).
Что делать, если надо вернуть товар?
Многие опытные покупатели в интернет-магазинах часто сталкиваются с ситуацией, когда заказанная одежда или обувь не подошла или есть претензии к ее качеству. В этом случае товар возвращают продавцу, который высылает затем товар повторно — то есть, по сути, производит замену. При этом покупатель за товар уже заплатил, и фактически новых платежей не осуществляется.
Однако эти тонкости указ №40 не учитывает.
В данной связи в ГТК подчеркивают, что изъятий в отношении какой-либо категории товаров, в том числе высылаемых повторно продавцом в связи с исполнением своих договорных обязательств по гарантийному ремонту или обслуживанию, указом не установлено.
Однако если получатель оправляет продавцу товары для гарантийного ремонта или замены, ему необходимо подтвердить, что именно эти товары были ранее ввезены, и поместить их под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории. Только после совершения этой процедуры товар можно отправлять обратно по почте и быть уверенным, что не придется повторно платить пошлины за превышение лимита.
Как доказать свою правоту?
В ГТК соглашаются с вероятностью того, что между таможенными органами и гражданином могут возникнуть разночтения по цене товаров в МПО.
В случае, когда пришла посылка с объявленной стоимостью, а гражданин с этими данными не согласен, он имеет право не получать эту посылку и просить почтовые службы вернуть ее в учреждение МПО, где осуществлялся ее выпуск в обращение. После этого получатель может обратиться письменно в таможенный орган и приложить оригиналы документов, подтверждающих стоимость пересылаемых товаров.
При несогласии с таможенной стоимостью, определяемой таможенным органом для расчета таможенных платежей, получатель товара вправе предоставить в таможенный орган документы, на основании которых может быть определена таможенная стоимость пересылаемого товара (договор, спецификация, счет-фактура, товарный чек, квитанция об оплате и другие).
В качестве дополнительных документов таможенным органом могут быть приняты интернет-каталоги с публично размещенной информацией о стоимости пересылаемых товаров, распечатки страниц банковских переводов и прочее.
Где оплатить пошлину?
Как отмечают в ГТК, пошлины за превышение лимита можно оплатить непосредственно на почте, где производится выдача интернет-посылки. Если ее ценность и/или вес превышают лимиты, сотрудник почты сообщит получателю о необходимости уплатить пошлину.
Если получатель пошлину уплатить отказывается, посылку ему не выдадут, она будет возвращена отправителю.
В ГТК ждут сокращения интернет-посылок
По прогнозам представителей комитета, после вступления в силу новых лимитов количество интернет-посылок в Беларусь сократится. Пока таможенные органы не готовы сказать, насколько сильно.
Кроме того, в комитете отмечают, что в день подписания указа многие граждане воздерживались от совершения крупных покупок в интернет-магазинах, так как не знали точно, с какого числа указ вступит в силу и успеют ли они уложиться в предельное время прибытия своих заказов в Беларусь.
В ГТК также обращают внимание, что позицию Беларуси по ужесточению лимитов на МПО могут поддержать и ее партнеры по ЕАЭС. Сейчас этот вопрос рассматривают в каждом из государств Союза отдельно.
Пока же Россия остается для белорусов единственными "воротами" для интернет-покупок. Правда, теперь придется платить российским посредникам, однако, как отмечают многие любители интернет-шопинга, стоимость их услуг заметно дороже таможенных пошлин.