Цыганская община в Гомеле: сложное прошлое, непростое настоящее?

© Sputnik / Константин Чалабов / Перейти в фотобанкЦыгане. Архивное фото
Цыгане. Архивное фото - Sputnik Беларусь
Подписаться
Накануне, 8 апреля, в мире отмечался Международный день Рома. Гомельская цыганская община является одной из самых крупных в Беларуси и имеет свою историю.

Юрий Глушаков, Sputnik.

Сегодня отношение к "лицам цыганской национальности" бывает неоднозначным. Одни говорят о тотальном "тунеядстве", якобы свойственном всем цыганам. Другие — отмечают необходимость сохранения их яркой и самобытной культуры и выступают в их защиту.

Табор приходит в Гомель

Народ рома появился в Беларуси в XV веке. Такие города как Гомель, Ветка и местечко Хальч становятся одними из основных мест сбора кочующих цыган. Причиной, видимо, послужило расположение Гомеля на пересечении важных торговых путей и проходившие здесь крупные ярмарки. В начале XX века кочевые цыгане разбивали свои шатры в Гомеле на дне глубокого живописного оврага в районе современного цирка. Он так и назывался — "Цыганский ров". Основными занятиями цыган было гадание и некоторые ремесла. И еще, и из цыганской песни слов не выкинешь — и конокрадство. Кочуя летом, цыгане на зиму просились на постой в крестьянские избы. Там где они жили, не пропадало ни волоска.

Советская власть стала предоставлять цыганам постоянное жилье, работу, медицину и образование. Первый цыганский колхоз в СССР был образован в Беларуси, в Витебском районе. Вслед за ним был организован колхоз для цыган под Жлобином.

Во время Великой Отечественной войны нацистские оккупанты подвергали народ рома уничтожению по расовому признаку. Многие цыгане сражались против фашизма в рядах Красной Армии. 

Традициям верны

В послевоенные годы община цыган проживала в Гомеле в районе сплошной частной застройки — в "Залинии". В "залинейских" переулках всегда царила своеобразная вольница. Другая группа рома осела за рекой — в Якубовке. С довоенных времен цыгане также компактно проживают в деревне Прибор Гомельского района и других местах. Цыганские общины имеются в Жлобине, Калинковичах, других городах Гомельской области.

Далеко не все проекты социалистического государства по адаптации рома сразу достигли успеха. Но именно в советское время цыганские дети впервые пошли в школу, в вузы, многие рома стали работать.

В смутные 90-е годы началась социальная дезинтеграция всей страны. Цыганская община оказалась в этом смысле особенно уязвимой. Уже в конце 80-х годов, в период «сухого закона", желающие усугубить алкогольную эйфорию знали, куда ехать — на улицу Бочкина в "Западный район". Здесь у нелегальных цыганских "бутлегеров" можно было купить спиртное. Эту часть улицы Бочкина, где разворачивались на обратный путь таксомоторы с алчущими алкоголя, в народе называли "петлей Горбачева". Впрочем, с таким же успехом незаконной торговлей спиртным занимались и гомельчане-белорусы, и представители других национальностей.

Что характерно — в лихие 90-е, когда город терроризировали знаменитые гомельские ОПГ, цыгане бандитским авторитетам не подчинялись. Молва передавала, что как то один из рома уложил одним ударом "смотрящего за городом", попытавшегося "наехать".

Но не стоит скрывать — часть цыган и сегодня добывает себе хлеб насущный разными методами. Еще с советских времен излюбленным местом для промысла гадалок является гомельский парк имени Луначарского. Другой "точкой" для выманивания денег у простаков является площадка у привокзальной гостиницы "Гомель". На проспекте Победы, у ювелирных магазинов, цыганки занимаются скупкой золотых вещей.

Немало цыган занято мелкой торговлей, например, в районе рынка "Привокзальный". Торгуют и вещами "вразнос", переходя от двери к двери. Не забыты и традиционные промыслы — весной мужчины-цыгане на лошадях до сих пор ездят по частному сектору, предлагают вспахать огороды.

К сожалению, среди цыган, как и во всем обществе, существует проблема незаконного оборота наркотиков и наркомании. В 90-е годы это были опиаты кустарного изготовления — из так называемой "соломки". Сегодня — печально известные "спайсы". Как стало известно Sputnik, сегодня проблемой наркотиков решил заняться совет старейшин гомельской цыганской общины. Авторитет старших у цыганской молодежи до сих пор еще велик.

При этом среди цыган есть немало людей, занятых совершенно обычным трудом. В 90-е годы автору Sputnik довелось работать на Гомельской телефонной станции. Среди наших кабельщиков-спайщиков никто не желал лазить на опорные столбы на металлических "когтях" — это было непростое и опасное занятие. На всей ГТС этим занимались только рабочие-цыгане. С прирожденной ловкостью они взбирались на любые высоты. Один раз трухлявый деревянный столб начал падать — на счастье мы успели его подхватить. Так и держали столб на руках, пока Мишка-цыган невозмутимо не спустился по нему на своих "когтях" и отстегнул монтажный пояс…

НГО спешат на помощь

Цыганская община — очень закрытая для посторонних. Но сегодня проблемами цыганской диаспоры в Гомеле привлекли внимание ряда общественных организаций. Гомельское общественное объединение "Социальные проекты" занимается улучшением условий жизни для пожилых рома:

"Поддержку нашим инициативам оказывает фонд "Память, ответственность и будущее" и Международное общественное объединение "Взаимопомощь". В Гомеле мы работаем в тесном контакте с цыганской общественной организацией "Романо дром" и мобильной группой "Рома — за права в своем сообществе". 8 апреля отмечается Международный день Рома. 10 апреля в городском центре культуры будет проводиться концерт с участием цыганского ансамбля "Бахтин" и выставка культуры рома. Многие из цыган до сих пор плохо владеют грамотой — наши волонтеры вместе с Гомельской юридической консультацией помогают им в оформлении различных документов, в получении паспортов", — рассказала координатор проекта "Надежное будущее для всех" Наталья Горунова.

Она уточнила, что, по мнению государственных властей, дискриминации или проявления ксенофобии в отношении цыган у нас нет. Популяризация цыганской культуры, знакомство рядовых гомельчан с ее особенностями и представителями народа рома помогает взаимопониманию, предотвращает межнациональные конфликты. 

В самой цыганской общине сегодня озабочены, в числе прочего, и сохранением языка рома, который даже некоторые цыгане уже начинают забывать. В этом направлении действует клуб общения "Рома". Свои собрания клуб проводит, в том числе, и в гомельских храмах. Белорусские цыгане исповедуют православие.

Независимая общественная активистка Мария Климович в течение ряда лет занимается правами женщин-рома. Она считает, что сегодня цыгане нередко подвергаются дискриминации по национальному признаку. По ее мнению, у многодетных цыганских матерей органы опеки особенно часто и необоснованно изымают детей, представителей народа рома очень неохотно берут на работу, есть случаи разжигания ненависти и нападений на межнациональной почве. В 2015 году Мария Климович и другие активисты обращались в органы МВД и министерство информации РБ с просьбой прекратить указывать национальность правонарушителей. Активистка говорит:

"Министерство информации мы просили принять меры для того, чтобы СМИ подавали разностороннюю информацию о цыганах. Нам было обещано рассмотреть наши предложения и опубликовать положительные статьи к Международному дню цыган, материалы о цыганах-солдатах и цыганах-жертвах фашизма к 9 мая и 22 июня".

Бароны в сельсовете

Все цыганские дети вовлечены в систему образования, рассказывает председатель приборского сельского совета, на территории которого проживает большая колония цыган.

"В этом году 6 выпускников нашей школы из цыганских семей поступили в Приборский профессиональный аграрно-технический лицей. Цыганские дети вовлечены в различные кружки, занимаются спортом. Не секрет, что они любят петь и танцевать — для них у нас есть и художественная самодеятельность. Трудоустраиваем и взрослых — несколько человек работают у нас в школе и лицее техническими работниками", — сказал председатель приборского сельского совета Владимир Свердун.

Серьезного криминала в Приборе нет. По словам Владимира Богдановича, отсутствует и межнациональная рознь. 

Из неформального общения в Приборе узнаем — здешние цыгане активно занимаются сбором металлолома и утильсырья. Цыганские семьи — многодетны, имеют по 6-8 детей. В них принято, что работать должна женщина. Местные белорусы шутят — ввиду таких привилегий для мужчин им иногда тоже хочется стать цыганами. Браки регистрируют редко, цыганские женщины получают пособия как матери-одиночки. Еще нам говорят о том, что в сообществе рома до сих пор практикуются деление на "касты" — в Приборе живут деревенские, "бедные цыгане".

В приборском сельсовете признают, что в советское время социализации и трудоустройству цыган уделяли большое внимание. Но говорят, что тогда это было "не всегда добровольно". А вот сейчас — все свободно и только по желанию.

В Приборе есть свой "барон" — Федор Васильев. По совместительству он является уполномоченным местного сельсовета и участвует в работе его сессий. Однако поздравить "уполномоченного барона" с Международным днем рома нам не удалось — как сказала нам "баронесса" Надежда, и в этот праздничный день Федор Васильевич с раннего утра уехал на работу… 

Лента новостей
0