Елена Васильева, Sputnik
Курсов, предлагающих навыки актера, мультипликатора и даже режиссера, в Минске стало столько, что в воздухе витает атмосфера возрождения кино, которое вот-вот поднимется с колен, стукнет кулаком в грудь и иными доступными способами докажет свое право кинематографом зваться. Самым отчаянным предлагают открыть в себе режиссера за три дня, за тот же срок снять фильм или стать актером. Корреспондент Sputnik разбиралась, что первично: умение видеть мизансцену или диплом.
Короткометражный вариант: курсы режиссуры
В Минской киношколе-студии Андрея Полупанова на курсы режиссуры ходят и те, кто желает подготовиться к поступлению в Академию искусств, и те, кто считает, что девяти месяцев курса хватит, чтобы раскрыть в себе Линча, и те, кто просто хочет окружить себя приятной компанией единомышленников.
"Мы даем прикладные знания — как работать с камерой, со звуком, с программами монтажа, учим истории кино. Зазывалок "стань режиссером за три дня" по городу много, в моей школе тоже есть кратковременные тренинги, например, "сними фильм за три дня". Но они нацелены на ребят, которые хотят попробовать, прежде, чем записываться на длинный курс. Понравится — пойдешь дальше", — рассказал директор киношколы.
Уже на первых занятиях здесь дают практические задания, причем снимать можно на что угодно — профессиональную камеру, телефон — главное, чтобы потенциальные режиссеры начинали работать с образами.
"Не берусь сказать, что мы готовим профессионалов — для этого мало десяти месяцев, но мы серьезно прорабатываем материал, чтобы ребята разобрались, нужно ли им кино. Кто-то после идет в Академию искусств, кто-то едет в Москву, Петербург, Польшу, Чехию и прочие страны продолжать учиться. Мы площадка, где человек может разобраться в себе", — сказал Полупанов.
При этом он приглашает в качестве лекторов культуролога Максима Жбанкова, сценариста Андрея Курейчика. Так что разбираться в себе потенциальные режиссеры могут в хорошей компании.
Некоторые приходят учиться с конкретным планом: с ходу спрашивают, можно ли с сертификатом курсов устроиться на телевидение.
"Киношкола — не курсы, мы не можем гарантировать ни то, что вы будете соответствовать нормам работы на телевидении, ни то, что поступите в творческий ВУЗ, хоть некоторые ребята выбирают нас как площадку для подготовки к вступительным экзаменам. При Академии есть свои курсы, некоторые готовятся у нас — жалоб я не слышал. Но мы можем человека развить, дать ему прикладные инструменты, чтобы он умел выражать себя в кино, а не гарантировать трудоустройство", — резюмировал Полупанов цели школы.
Те же, кто приходит на актерские курсы, и вовсе не планируют связывать себя с профессией актера. Большинство приходят в погоне за детской мечтой увидеть себя на экране, другие играют в массовке и хотят чувствовать себя уверенно. Только 10-15% обучающихся занимаются на курсах, чтобы потом поступить в Академию. За шесть лет существования курсов программа актерских занятий отшлифована, и ребята заканчивают их, добившись цели. Хотя некоторым "ребятам" уже за сорок.
"Есть учебники, видеопрограммы — многое можно выучить самостоятельно. Тем, кто ленится, можем найти что-то в интернете, наши педагоги доступным языком изложат материал, объяснят. Стараемся избавляться от лекций, можно объяснять человеку на примере других фильмов, как снимать кино, но лучше если он возьмет камеру и попробует на практике", — уверен Полупанов.
Впрочем, кинопоказы здесь тоже устраивают, но чаще — съемки. Один из плюсов киношколы — возможность собрать команду. Из группы актеров и операторов режиссер может собрать желающих поучаствовать в проекте и начать съемки.
Полнометражный вариант: пять лет с красным дипломом
"Это Михаил Тумеля, он успел поработать даже в Голливуде, и теперь преподает будущим мультипликаторам", — рассказал декан факультета экранных искусств Павел Иванов. Рядом стоит техника, на которой будут практиковаться потенциальные мультипликаторы — говорят, что такой нет даже на "Беларусьфильме", Академия выиграла грант и специально заказала оборудование.
"Я не против частных киношкол. Они дают молодым людям возможность развиваться, туда ходят не обязательно те, кто мечтает о телевидении, кино, многие просто расширяют кругозор, а это работает напрямую и на нас, на кинопрокат, на повышение уровня любви к кино", — рассказал декан факультета.
Частные киношколы за несколько лет своей активной деятельности по привитию любви к кино успели показать Министерству культуры, что оно проигрывает любителям: без дипломов и пяти годов в стенах университетов, любители снимают фильмы, которые разъезжают по фестивалям, устраивают закрытые кинопоказы, снимают клипы белорусским музыкантам — одним словом, формируют комьюнити любителей кино. Минкульт подсобрался и новым взглядом посмотрел на резервы Академии.
"В прошлом году Министерство культуры решило проспонсировать создание альманаха из короткометражек наших студентов, который демонстрировался в день кино — обычно в этот день показывают картины "Беларусьфильма". В итоге даже мэтры, которые нередко жалуются, что им не дают снимать, что не находится финансирования, говорили, что приятно удивлены уровнем работ студентов и не ожидали подобного", — вспомнил Иванов.
Впрочем, несмотря на признание места частников в деле пропаганды кино, декан факультета считает, что уровень мастерства выпускника Академии несравним с теми навыками, который получает обладатель сертификата курсов.
"Не так давно нам презентовали итальянскую киношколу. Когда я спросил директора, кем будут работать их выпускники, оказалось, что максимум — ассистентами ассистентов режиссеров. Наши выпускники тогда защищали дипломы на каналах с большими проектами — это был шок для директора киношколы", — вспомнил декан.
Он рассказал, что студенты Академии участвуют в международных фестивалях, конкурсах, где нередко берут гран-при. За пять лет существования факультета выпускники работали и в России, и в Китае, и в Украине, и в Голливуде.
А с выпускниками киношкол порой бывают проблемы. Иванов рассказывает, что человека, осознающего себя готовым режиссером, непросто учить новому.
Режиссеров художественного кино набирают один раз в пять лет. Государство выделяет средства на их учебу — чтобы ребята могли снять курсовые, учебные проекты. В этом году на тендер выставляются три короткометражных игровых фильма, кто-то из авторов получит финансирование. В прошлом году было таким же образом снято четыре короткометражки.
"У меня мечта: я бы взял и всем игровикам дал возможность снять малобюджетное полнометражное кино, Беларусь получила бы потенциально интересные фильмы, так как малобюджетное кино требует сильного сценария", — поделился своими желаниями декан.
Теоретической подготовке будущих режиссеров здесь хоть и уделяют немало значения — мол, режиссер должен быть грамотным, а потому обязан пройти курс эстетики, истории кино — но камеру в руки и здесь берут на первых же занятиях.
"Телевизионщики, например, в первом же семестре получают задание: снять зарисовку на тему "Я и мир" — до трех минут. Недавно мы получили предложение от Министерства культуры Ирана поучаствовать в фестивале "Сто секунд". Из 106 работ было две наших, одна из них взяла гран-при фестиваля. Наши студенты берут первые места на фестивалях во многих странах, в том числе европейских, известных уровнем своего кино", — рассказал Иванов корреспонденту Sputnik.