Барак Обама совершил исторический визит в Гавану, чтобы похоронить остатки "холодной войны" и выковать новую эру взаимопонимания между США и Кубой. В своей программной речи в Большом театре Гаваны американский президент отметил, что сложная история взаимоотношений и сохраняющиеся разногласия не помеха для "перезагрузки" американо-кубинских отношений, и предложил кубинскому народу руку дружбы.
Под рукой дружбы со стороны США, судя по всему, необходимо понимать нормализацию отношений с Кубой, подразумевающую развитие экономических контактов, улучшение связей между людьми, а также поддержку прав человека.
Несмотря на различные исторические контексты, нормализация американо-кубинских отношений может служить примером для восстановления отношений между США и Беларусью. И хотя Минску пока что далеко до аналогичной интенсивности процесса нормализации с США, можно выделить ряд общих особенностей.
Кубинский кейс
Еще в конце 2014 года Барак Обама сделал сенсационное заявление о намерениях Белого дома нормализовать американо-кубинские отношения. Нельзя сказать, что это стало большой неожиданностью, поскольку данный курс в отношениях с Гаваной был заявлен Вашингтоном еще в 2013 году, чему предшествовал, как выяснилось, почти год тайных переговоров.
Американская стратегия по нормализации отношений с Кубой предполагает реализацию следующих ключевых шагов до 2017 года:
- полноценное восстановление дипломатических отношений и открытие дипломатических миссий двух стран на территориях друг друга;
- исключение Кубы из числа стран-спонсоров терроризма;
- отмена торгового эмбарго (решение должен принять Конгресс США) и возобновление двусторонних торгово-экономических и инвестиционных связей;
- разрешение американским компаниям открывать счета в кубинских банках (и наоборот);
- расширение телекоммуникационных связей и облегчение порядка путешествий на Кубу для американских граждан;
- увеличение фондов для поддержки гуманитарных программ для Кубы и поддержки ее частного сектора и др.
По мнению Белого дома, данная стратегия позволит лучше продвигать американские интересы на Кубе и в регионе, нежели изжившие себя санкции. При этом Вашингтон собирается и дальше поддерживать гражданское общество на острове, но также готов и к тому, что Гавана продолжит внешнеполитический курс, порой входящий в противоречие с интересами США. Здесь явно имеются в виду особые отношения между Россией и Кубой.
Однако самое интересное в нормализации кубино-американских отношений заключается в том, что начало этого процесса совпало по времени с организацией в Гаване мирных переговоров между Колумбией и леворадикальной повстанческой группировкой ФАРК. Начиная с августа 2013 года при посредничестве кубинской стороны прошло несколько раундов переговоров, которые закончились тем, что в сентябре 2015 года в присутствии кубинского лидера Рауля Кастро колумбийский президент Хуан Мануэль Сантос и лидер повстанцев Тимолеон Хименес пожали друг другу руки и объявили о намерении подписать мирное соглашение весной этого года.
Здесь необходимо отметить, что Колумбия является важным партнерам США в Латинской Америке, которые также прилагают усилия для скорейшего завершения гражданской войны между колумбийскими властями и повстанческими группировками. Конструктивный вклад Кубы в процесс мирного урегулирования этого конфликта был особо отмечен во время саммита двух Америк в Панаме в апреле прошлого года, что самым непосредственным образом сказалось на динамике нормализации отношений между Вашингтоном и Гаваной.
Белорусский кейс
Как и в случае с Кубой начало процесса нормализации отношений между Беларусью и США совпало с реализацией Минском миротворческой инициативы по урегулированию украинского кризиса. США высоко оценивают нейтральную позицию Беларуси как в контексте украинского кризиса, так и в вызванной им геополитической напряженности между Россией и Западом. В свою очередь вклад Беларуси в региональную стабильность и безопасность также поспособствовал не только дипломатической "разрядке", но и даже смягчению некоторых экономических санкций в отношении Беларуси, хотя формальным поводом для этого шага послужили удовлетворительные итоги прошлогодних президентских выборов, а также освобождение политических заключенных.
Нужно отметить, что и предыдущий период потепления отношений между Вашингтоном и Минском в 2008-2010 годах во многом был основан на сотрудничестве в сфере безопасности — в 2010 году были достигнуты соглашения в области ядерного разоружения и нераспространения ядерного оружия, а также совместного противодействия терроризму в мире.
Нынешний уровень отношений между Минском и Вашингтоном пока что находится в стадии дипломатической "разрядки". Однако уже можно говорить о своеобразной "дорожной карте", намечающей дальнейшую траекторию нормализации:
- расширение штатов сотрудников дипломатических миссий двух стран на территориях друг друга (увеличение числа консульского персонала, обмен военными атташе и послами);
- исключение Беларуси из списка угроз национальной безопасности и внешней политики США (несмотря на высокую оценку вклада Беларуси в урегулирование украинского кризиса, Барак Обама в прошлом году продлил еще на год действия санкций против белорусских компаний и физических лиц по этой причине);
- смягчение политических и экономических санкций и интенсификация торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия (основные антибелорусские санкции введены Конгрессом США в соответствие с "Актом о демократии в Беларуси" от 2004 года и помогут быть отменены только решением Конгресса, американский президент может лишь смягчить некоторые санкции);
- институциональное сотрудничество в сфере укрепления региональной и глобальной безопасности (о чем периодически высказывается белорусский президент Александр Лукашенко и в чем проявляет свою заинтересованность американская сторона, судя по консультациям между оборонными ведомствами);
- восстановление политического диалога между Вашингтоном и Минском, в том числе по проблемным вопросам (состояние прав человека и демократических институтов);
- техническая помощь в проведении рыночных реформ и модернизации белорусской экономики;
- интенсификация контактов между людьми, совместные научные и академические программы, проекты в сфере гражданского общества и культуры и др.
Нужно сказать, что и здесь США не требует от Беларуси чего-то невероятного, как, например, изменения конституционного строя или еще чего-нибудь. Речь идет о создании свободных условий для деятельности гражданского общества, партий и независимых СМИ, реабилитации бывших политических заключенных, проведении парламентских выборов в соответствии с рекомендациями БДИПЧ ОБСЕ, введении моратория на смертную казнь. Да и геополитического разворота от Беларуси в сторону Запада, как и в случае с Кубой, никто в Вашингтоне явно не ждет.
На сегодня наиболее представительный визит в Минск совершил заместитель государственного секретаря США по вопросам менеджмента Патрик Кеннеди в сентябре прошлого года. Вряд ли стоит ожидать, что Барак Обама вслед за поездкой в Гавану посетит и Минск до окончания своих президентских полномочий. Почему бы в таком случае не подумать о визите госсекретаря США Джона Керри, который в начале июля будет совсем недалеко от Минска, посещая саммит НАТО в Варшаве?! Однако для этого белорусской стороне, прежде всего, необходимо соответствовать ожиданиям американских партнеров, как и подтвердить свою приверженность и усилить вклад в региональную стабильность и безопасность.