Что беспокоит Минск в работе ЕАЭС?

© Photo : Виталий ЧуясовСайт ЕАЭС
Сайт ЕАЭС - Sputnik Беларусь
Подписаться
Колумнист Арсений Сивицкий напоминает от разработанном Беларусью антикризисном плане для ЕАЭС, который не теряет своей актуальности и сегодня.

Александр Лукашенко, обсуждая результаты первого года функционирования ЕАЭС и во время встречи с председателем Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тиграном Саркисяном, обратил внимание как на успехи, так и проблемные стороны функционирования интеграционного образования.

Президент Беларуси Александр Лукашенко - Sputnik Беларусь
Лукашенко: если ЕАЭС станет хуже ЕС, мы будем выглядеть болтунами

Беларусь предложила в прошлом году на правах председателя ЕАЭС пакет антикризисных мер, направленных на преодоление кризисных тенденций, с которыми столкнулся Союз. Однако в силу различных субъективных и объективных причин этот антикризисный план так и не был реализован. Тем не менее именно от его успешного осуществления, по мнению белорусской стороны, и зависит дальнейшее совершенствование функционирования ЕАЭС.

Несмотря на то, что в 2016 году право председательства в ЕАЭС перешло от Беларуси к Армении, белорусский антикризисный план все еще сохраняет свою актуальность и поэтому может выступать в качестве "дорожной карты" и для последующих председательствующих сторон.

Тенденция на снижение

Одним из оснований для беспокойства являются данные об объемах взаимной и внешней торговли государств-членов ЕАЭС, а также медленное движение в направлении устранения всех изъятий и ограничений, которых на сегодня насчитывается около 450.

Мясникович: отмена ограничений в торговле – резерв для ЕАЭС

Так, объем внешней торговли товарами с третьими странами за январь — декабрь 2015 года составил 579,5 миллиардов долларов США, в том числе экспорт — 374,1 миллиарда долларов, импорт — 205,4 миллиарда долларов. По сравнению с аналогичным периодом 2014 года объем внешней торговли сократился на 33,6%, или на 293,6 миллиарда долларов. Объем экспорта товаров снизился на 32,7%, или на 181,5 миллиардов, импорт уменьшился на 35,3%, или на 112,1 миллиарда долларов. Сальдо внешней торговли товарами сложилось положительное, в размере 168,7 миллиарда долларов. В январе-декабре 2014 года его величина составляла 238,1 миллиарда долларов.

Общее сокращение объемов взаимной торговли в январе-декабре 2015 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составило 15803,6 миллиона долларов, или 25,8%. По минеральным продуктам показатель снизился на 5224,3 миллиона долларов (на 25,7%), машинам, оборудованию и транспортным средствам — на 4080,5 миллиона долларов (на 35,4%), металлам и изделиям из них — на 2284,8 миллиона долларов (на 32,1%).

К сожалению, тенденция на снижение взаимного товарооборота, как и внешней торговли государств-членов ЕАЭС с третьими странами, наблюдается уже третий год подряд. ЕЭК объясняет текущую экономическую ситуацию в государствах-членах ЕАЭС влиянием неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и неустойчивостью положения на мировых сырьевых рынках, а также накопленными в экономиках государств-членов дисбалансами, что выражается в ухудшении основных макроэкономических показателей и замедлении экономической активности. Резкое снижение цен на нефть (с сентября 2014 года по январь 2016 года среднемесячная цена на нефть марки Brent снизилась на 70%) и сокращение мирового спроса на сырьевые товары оказали негативное влияние на состояние платежных балансов государств-членов, способствовали ухудшению показателей взаимной торговли и торговли с третьими странами, оказали давление на международные резервные активы и курсы национальных валют и негативно повлияли на состояние экономик государств-членов в целом.

Замедление темпов экономического роста в государствах-участниках СНГ, а также более низкий рост, чем ожидалось, в ЕС и Китае способствовали снижению спроса на продукцию, производимую в ЕАЭС.

План "Б"

Преодоление этих тенденций и стало целью предложенного белорусской стороной в 2015 году антикризисного плана для ЕАЭС. В частности, Беларусь во время своего председательства озвучила следующие предложения:

  • принять меры по скорейшему переходу к согласованной, а в перспективе — и к единой промышленной и агропромышленной политике;
  • ускорить разработку и принятие основных направлений промышленного сотрудничества;
  • обеспечить безусловное начало функционирования с 1 января 2016 года единых рынков лекарственных средств и медицинских изделий;
  • начать практическую реализацию положений Договора о ЕАЭС, предусматривающих совместные действия по развитию экспорта.

Кроме того, в белорусском антикризисном плане делался акцент на следующих приоритетах:

  • скорейшая отмена всех изъятий и ограничений в рамках ЕАЭС;
  • развитие интеграционных процессов в сфере услуг;
  • таможенно-тарифная и нетарифная защита единого таможенного пространства, в том числе — в контексте вступления государств-членов ЕАЭС в ВТО (имелось в виду, вступление Казахстана);
  • создание механизмов функционирования ЕАЭС в условиях применения одним из государств-членов односторонних мер защиты рынка в отношении третьих государств (имелись в виду ограничительные меры, введенные Россией против Украины, а также государств ЕС в контексте украинского кризиса).

Данные приоритеты были в последствие детализированы. В частности, белорусской стороной были озвучены такие приоритеты развития ЕАЭС, как создание единого энергетического рынка, принятие системы мер по импортозамещению и совместному наращиванию экспорта, ликвидация изъятий и ограничений, гармонизация макроэкономической и финансовой политики (в первую очередь — с целью предотвращения "валютных войн"), информационный обмен о ходе переговоров участников ЕАЭС с ВТО, создание эффективного механизма контроля реализации принимаемых решений.

Флаги ЕАЭС - Sputnik Беларусь
Эксперт о ЕАЭС: единое экономическое пространство создается не за год

В рамках работы над формированием скоординированной промышленной политики как центрального пункта своего председательства, Беларусь выдвинула инициативу создания формального документа "Основные положения промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС", предусматривающего интеграционные механизмы, позволяющие укрепить данное измерение. В частности, в нем идет речь о создании единой системы субконтрактации, единого инжинирингового центра, сети трансфера технологий, технологических платформ, финансировании приоритетных проектов и на-правлений, а также об устранении барьеров в рамках ЕАЭС. Пока что положения данного документа в основном имеют декларативный характер. Однако при этом обозначается целый ряд перспективных направлений интеграции, имеющих большое значение для промышленного развития стран ЕАЭС.

Таким образом, белорусская повестка дня в рамках ЕАЭС была целиком определена теми негативными эффектами, которые в полной мере проявились на постсоветском пространстве сразу после начала украинского кризиса и параллельного с ним экономического кризиса в России. К сожалению, влияние этих негативных эффектов на национальные экономики ЕАЭС сохраняется по сей день, что делает белорусский антикризисный план до сих пор актуальным для реализации в рамках ЕАЭС.

Лента новостей
0