Елена Ольшанская, Sputnik.
Эксперты в банковской сфере сходятся во мнениях, что новейшая история Беларуси не знает прецедента, подобного банкротству ЗАО "дельта банк". До сих пор в стране закрывались банки гораздо меньшего масштаба, а их банкротство не сопровождалось таким богатым "криминальным шлейфом" и не отягчалось враждебными действиями владельцев по отношению к своей же собственности.
Антикризисный управляющий ЗАО "Дельта Банк", находящегося в процедуре ликвидации, заместитель гендиректора Агентства по гарантированному размещению банковских вкладов Александр Педько в эксклюзивном интервью Sputnik рассказал о том, что стало причиной банкротства банка, и ответил на упреки в адрес белорусских властей бенефициарного собственника банка — украинского бизнесмена Николая Лагуна.
Как выводились деньги
В марте 2016 года исполнился год с того момента, как Нацбанк лишил ЗАО "Дельта Банк" лицензии — это произошло 18 марта. Уже в октябре минувшего года Следственный комитет, возбудивший в мае 2015 года в отношении руководства банка уголовные дела, рассказал о том, что банкротство стало следствием незаконного вывода денежных средств и капитала банка.
Так, по данным СК, топ-менеджеры банка с 2012 по 2014 годы, используя финансовые механизмы фидуциарного кредитования через банковские учреждения королевства Лихтенштейн и Австрийской Республики, а также счета для операций с ценными бумагами в латвийском банке, организовали заключение сделок по выдаче кредитов оффшорной компании на сумму более 12 миллионов долларов. Следствие также установило, что банк на невыгодных для себя условиях приобрел ценные бумаги той же компании на сумму свыше 16 миллионов долларов. Эти данные в отчетности Дельта Банка отражены не были.
Для проведения анализа этих сделок антикризисным управляющим была привлечена независимая компания, имеющая опыт судебных процессов по аналогичным сделкам.
"На совершенно законных основаниях в трех зарубежных банках были размещены активы Дельта Банка на общую сумму порядка 40 миллионов долларов. После этого без участия самого банка и, как мы предполагаем, с активным и непосредственным участием Николая Ивановича Лагуна, эти активы за рубежом были обременены", — сообщил собеседник Sputnik.
По его словам, когда наступил срок их возврата, и были направлены запросы на возврат, иностранные банки проинформировали о том, что эти активы были обременены под выданные оффшорной компании кредиты, и, соответственно, денежные средства Дельта Банка списаны. Педько отметил, что суммы полученных под это обеспечение кредитов были примерно равны выведенным ресурсам.
По словам антикризисного управляющего, фактически получилось так, что лица, которые за всем этим стоят, занимались сокрытием документов от учета и искажали банковскую отчетность.
"Под эти активы были получены кредиты фактически на такую же сумму, которые в дальнейшем осели неизвестно где. Было ли изначально намерение возвращать эти деньги в Дельта Банк, я не знаю, не могу прокомментировать. Но утрата активов на 40 миллионов долларов, это противозаконное действие, и участие бенефициарного собственника в прослеживается", — сказал Педько.
Он отметил, что выведенные и утраченные активы составляли примерно четверть от всех активов банка, и это не могло не сказаться на его дальнейшей работе.
Отвечая на вопрос Sputnik о том, могли ли белорусские власти предотвратить эту ситуацию или пресечь ее раньше, Педько отметил, что едва ли государство знало об этом.
"И банк не знал, потому что все сделки, связанные с обременением активов, которые были размещены в зарубежных банках, производились за пределами республики? и документы об этих сделках для отражения в бухгалтерском учете банка не поступали", — добавил он.
"Иска Лагуна к властям Беларуси ждем с нетерпением"
На минувшей неделе издание "Forbes Украина" опубликовало статью о судьбе активов Лагуна в Беларуси. В публикации приводилось заявление украинского бизнесмена о том, что его "бизнес просто разорвали по решению сверху" и что он намерен судиться с белорусскими властями.
"Мягко говоря, это сильно не соответствует действительности, это очень искаженная действительность", — прокомментировал эти высказывания Педько.
По его словам, государство с декабря 2014 года по просьбам бизнесмена оказывало банку серьезную поддержку, в том числе и финансовую.
"Основная причина банкротства банка — это дыра в капитале величиной в 40 миллионов долларов, о которой было сказано ранее", — добавил антикризисный управляющий. Он подчеркнул, что считает беспочвенным говорить в данной связи о том, что белорусские власти бездействовали.
Комментируя намерение Лагуна судиться с государством, Педько подчеркнул, что управляющий в деле о банкротстве Дельта Банка в этом крайне заинтересован. Если иски будут поданы, станет возможным установить его участие во многих активах. "Мы предполагаем, что он является бенефициарным собственником тех или иных активов, но надо понимать, что юридически это достаточно сложно доказать. Вот если он будет подавать иски, то сам укажет эту цепочку, и это позволит нам, в том числе, рассматривать вопросы о привлечении его к субсидиарной ответственности. Поэтому мы, как ни странно это звучит, заинтересованы в данных исках", — сказал Педько.
По его словам, никакой вины государства в ситуации нет. "Если Николай Иванович заявляет, что кто-то из партнеров совершал в отношении него противоправные действия — ну, пусть он с этими партнерами сам разбирается. Но нам тоже интересно это, потому что его партнеры являются кредитополучателями банка и их кредиты относятся к категории проблемных", — продолжил собеседник Sputnik.
Он заметил, что поскольку пока неясным остается даже предмет иска, нет возможности определить, в компетенции какого суда — белорусского, украинского или международного — может быть их рассмотрение.
"Но я хочу обратить внимание еще на один момент. Если человек, как он заявляет, потерял в результате неправовых, незаконных действий госструктур, коммерческих структур в отношении него большие ресурсы, причем утрата эта, как он говорит, началась 12 марта 2015 года, почему он только сейчас говорит об этом, а не совершает какие-то юридически значимые действия?" — задал вопрос антикризисный управляющий.
Сколько стоит офис Дельта Банка?
В недавнем времени Дельта Банк приступил к реализации своего имущества. Основной актив — это офисное здание, расположенное по улице Тимирязева в Минске. Первый аукцион по продаже этого здания как имущественного комплекса был назначен на 26 февраля, но был признан несостоявшимся, поскольку заявок на лот не поступило. Здание выставлялось на аукцион с начальной ценой в 132 миллиарда белорусских рублей (порядка 6,1 миллиона долларов)
Между тем, ряд экспертов заявили о том, что здание пытаются продать по завышенной цене. Эту точку зрения разделяет и Николай Лагун.
В ответ на эти претензии Педько заметил, что оценка здания проводилась независимыми белорусскими оценщиками в полном соответствии с законодательством.
"Вопрос объективности оценки — кредиторы, наверное, считают, что что-то мы пытаемся продать дешево. Те, кто хотят купить, считают, что мы продаем дорого. В той же статье Николай Лагун говорит, что цена в 6,1 миллиона, цена за это здание в 4,2 тысячи квадратных метров — завышенная. В телефонном разговоре со мной он в свое время говорил, что минимальная цена — 10 миллионов долларов", — сказал собеседник Sputnik, заметив, что здесь надо "больше исходить не из настроений, а из реалий".
Он отметил, что пока Дельта Банк не планирует снижать цену этого лота. Кроме того, считает Педько, сейчас на рынке коммерческой недвижимости — не лучшие времена. Поэтому, подчеркнул он, чем позже продастся здание, тем лучше. Однако предположил антикризисный управляющий, повторный аукцион может состояться уже через месяц.
Кроме того, на 23 марта запланирован аукцион по продаже принадлежащих "Гольф Клубу" двух полей для гольфа. Они оценены в 200 миллиардов рублей. Следует также учитывать, что "Гольф Клуб", в который в свое время инвестировал Лагун, долгое время не занимался этими территориями, и сейчас охрану полей осуществляет Дельта Банк как залогодержатель.
"Кредиты никому прощать не будем"
Временный управляющий "Дельта Банка" подчеркнул, что недвижимость и вообще имущество банка — это не основной источник исполнения обязательств перед кредиторами и перед агентством, и перед юрлицами, субъектами хозяйствования. По его словам, основной источник — это, прежде всего, кредитный портфель физических и юридических лиц, причем основная масса приходится на кредиты физических лиц.
"Эти кредиты мы продолжаем обслуживать, продолжаем собирать, несмотря на то, что качество портфеля за счет того, что он не обновляется, постепенно ухудшается, все больше и больше доля безнадежных долгов. Но действующие службы банка работают достаточно эффективно, и собираемость у нас достаточно хорошая", — сказал Педько.
По его словам, благодаря профессионализму службы коллекторов, банк собирает в течение года порядка 25% даже безнадежных долгов.
"Что касается юрлиц, то в настоящий момент из 200 с небольшим миллиардов рублей практически все кредиты проблемные, по крайней мере 90%", — добавил он. Если говорить о кредитном портфеле физлиц, то проблемная задолженность, по оценкам экспертов, составляет около 35%.
"Мы продолжаем работать, никому долги прощать и списывать не будем, и за счет этого надеемся, что исполним все обязательства перед кредиторами. Банк будет работать до тех пор, пока последний кредитополучатель не рассчитается", — сказал он.
Педько заметил, что, возможно, в дальнейшем банк передаст кредитную задолженность другому кредитору либо попытается продать ее другому банку.
Однако на сегодняшний день рынок продажи кредитных портфелей недостаточно развит, у банков интереса нет. "Но если мы с кем-то начинаем сотрудничать по вопросу продажи кредитного портфеля, нам предлагают такой дисконт, который естественно не позволит нам исполнить свои обязательства. Хотя наш портфель доходный и, наверное, на нормальном рынке, вне кризиса, его было бы эффективно покупать", — сказал он.
Обвинитель может оказаться обвиняемым
Педько сообщил, что до публикации в "Forbes Украина" Лагун находился в постоянном контакте с антикризисным управляющим Дельта Банка. При этом банк не получил от бизнесмена "ни одного доллара или рубля", хотя переговоры и контакты были достаточно активными.
"Сейчас мы пытаемся реализовать какие-то проекты, чтобы в максимально возможном объеме удовлетворить требования кредиторов банка. Давайте говорить прямо — мы исполняем обязательства Николая Ивановича, а при этом он через год после ввода временной администрации публикует статью, в которой нас же и обвиняет. ", — сказал Педько. На самом деле, утверждает собеседник Sputnik, единственная структура на территории Республики Беларусь, которая сейчас работает в интересах господина Лагуна, это госучреждение "Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов
Он заметил, что по законодательству Дельта Банк обязан выполнить обязательства перед Агентством по гарантированному возмещению банковских вкладов. Эти обязательства возникли после того, как Агентство выплатило вкладчикам — физическим лицам их депозиты. Эта сумма в рублевом эквиваленте составляет на сегодняшний день 2 триллиона 42 миллиарда рублей. В настоящий момент перед агентством обязательства исполнены на сумму один триллион 519 миллиардов рублей.
По прогнозам Педько, полностью обязательства будут исполнены во второй половине 2016 года, и только после этого банк приступит к исполнению обязательств перед иными кредиторами банка. Обязательства перед юрлицами составляют порядка триллиона рублей. "В составе кредиторов — в том числе и структуры Николая Лагуна, несколько белорусских компаний, никто их из реестра не исключал ", — заметил Педько.
Он пояснил, что если Дельта Банк не сможет полностью исполнить свои обязательства перед кредиторами, "для Николая Ивановича это является угрозой привлечения его к субсидиарной ответственности, для его уголовного преследования, потому что появится прямой ущерб".
Отвечая на вопрос Sputnik о том, может ли теоретически с Лагуном повториться история гендиректора Уралкалия Владислава Баумгертнера, который был задержан по прилету в Минск, Педько сказал: "Подробности этой истории мне не известны, я не знаю, какие там были правовые основания для задержания. Для предметной беседы правоохранителей Беларуси с Николаем Ивановичем, я думаю, правовые основания имеются".
Говоря о моментах, которые позволяют назвать вывод активов за пределы Беларуси криминальным, собеседник Sputnik отметил, что здесь основным и определяющим фактором является то, соответствуют ли операции по перемещению капитала национальному законодательству.
"Я не хотел бы комментировать те уголовные дела, которые сейчас возбуждаются, потому что это не моя сфера компетенции", — сказал он. Но основная проблема в том, что очень часто субъекты пытаются переместить капиталы, которые реально им не принадлежат. "Если мы говорим о выводе капитала субъектом, который "весь в долгах как в шелках" в Республике Беларусь, и он выводит капиталы не свои, а своих кредиторов, то это, наверное, все-таки противоправное действие", — сказал заместитель гендиректора Агентства по гарантированному возмещению вкладов.