Латвия сожалеет, что Литва смогла забрать белорусский транзит

© Sputnik / Оксана Джадан / Перейти в фотобанкПорт в Риге
Порт в Риге - Sputnik Беларусь
Подписаться на
НовостиTelegram
Председатель правления Общества содействия латвийско-белорусским экономическим связям ответил на вопросы Sputnik о восстановлении транзита белорусских грузов через прибалтийские страны и многом другом.

Евгений Лешковский, Sputnik

Литва восемь лет назад даже разобрала у себя рельсы, лишь бы только через ее территорию белорусы не могли поставлять грузы в порты латвийских городов. Теперь восстанавливают по требованию ЕС: чтобы направлять в Европу грузы (в частности — нефтепродукты) не только через маленькую Клайпеду, но и Ригу, Лиепаю, Вентспилс.

Компания Дзинтарс - Sputnik Беларусь
Глава Dzintars: в ЕС перепроизводство всего

Что делает сегодня Латвия, чтобы увеличить поток белорусских грузов через свою территорию, насколько успешно белорусско-латвийское сотрудничество в области производства продуктов питания, планируют ли латвийские инвесторы входить на рынок Беларуси с новыми проектами — Sputnik рассказал председатель правления Общества содействия латвийско-белорусским экономическим связям (LBESVB), базирующегося в Риге, Валерий Козлов.

Нефтяной поток в Европу

— Беларусь и Рижский порт одно время вели переговоры о приобретении в собственность терминалов или вхождении в латвийские стивидорные компании. На какой стадии находится этот процесс? Какие белорусские компании проявляют к этому интерес?

— Переговоры об этом ведутся давно, но первый стратегический протокол был подписан в рамках третьего бизнес-форума Восточного партнерства в Риге, когда Латвия председательствовала в Совете Европы, в Евросоюзе, — примерно год назад. О сотрудничестве с белорусской нефтяной компанией "TransBaltic Oil" договорился Рижской порт, а точнее "Woodison Terminal".

Я специально, чтобы ответить вам, узнавал у наших партнеров, — и получил следующий ответ. Процесс уверенно продвигается, но ни одна сторона никаких комментариев пока не дает, и обо всем обещают рассказать, когда будет окончательно завершен процесс. Мне подтвердили, что ничего не должно сорваться.

Рижский порт заинтересован (не то слово!), чтобы именно через него шел транзит нефтепродуктов и прочих грузов из соседней страны в Европу и Америку. А наша организация, кстати, и создавалась изначально именно для поддержки транзита… Увы, в прошлом, в 90-е, правительство Латвии сделало, кажется, все, чтобы белорусский товар ушел к Литве и направлялся в Европу через порт города Клайпеда, а не через наши в Риге, Лиепае и Вентспилсе.

Еще около семи лет назад Латвия не была готова идти навстречу и во многом игнорировала белорусскую сторону. Мы были совершенно несговорчивыми, когда речь шла о тарифах на белорусские грузы, в отличие от Литвы, где политика в отношениях с восточным партнером оказалась значительно более гибкой. И вот теперь, спустя годы, все это сказывается: транзит через нашу страну сильно уменьшился, а через Литву — вырос. Литва выиграла, хотя ее порт в Клайпеде несравнимо меньше, чем Рижский, и инфраструктура там хуже. Литва со своим небольшим выходом в море забрала у Латвии почти все белорусские грузы — калийные соли, нефтепродукты, удобрения и еще много чего.

Удар пришелся не только по Риге, но и другим нашим портовым городам — Лиепае и Вентспилсу. В сентябре 2008-го Литва разобрала часть железнодорожных рельсов на самом коротком участке дороги между ее Мажейкяем и портами Латвии, осложнив тем самым транспортировку нефтепродуктов со стороны Беларуси в направлении наших Лиепаи и Вентспилса. Протяженность пути существенно возросла, одновременно увеличились и расходы на транспортировку нефтепродуктов. Но сейчас ЕС давит на Литву, чтобы она восстановила участок железной дороги: ради улучшения торговли Беларуси с Европой. И Литва говорит, что собирается это сделать в обозримом будущем. А белорусская сторона, на самом деле, больше заинтересована в Латвии, ведь через тот же Рижский порт можно перевалить намного больше грузов, чем через Клайпеду.

- В связи с изменением цен на нефтепродукты и снижением на них спроса в странах ЕС как сейчас обстоят дела с поставками белорусского топлива в Латвию? Насколько успешно работает созданное в Латвии несколько лет назад торговое представительство белорусского концерна "Белнефтехим" — "Oil logistic", которое обслуживает интересы многих нефтяных компаний из страны-соседки? Как отразились на нем санкции, есть ли надежды на активизацию торговли нефтехимической продукцией после их снятия с Беларуси?

— Это представительство работает. Но доля нефтепродуктов — из всего, чем оно занимается, не такая уж значительная, больший процент составляют калийная соль, различные удобрения, битумы, продукты нефтехимической промышленности и прочее.

Что же касается санкций, они в отношении белорусской стороны, что бы в верхах ЕС ни говорили, не сильно ударили по нефтяным делам с Латвией. И торговля все эти годы шла успешно. Поэтому нельзя сказать, что теперь вдруг все резко увеличится. Но сейчас у Латвии много предложений от разных нефтяных компаний. И предложения значительно превышают спрос. Цены-то на нефтепродукты, сейчас, как известно, очень низкие, и много компаний обращаются к Латвии, желая торговать.

Рыба в молочных реках

— Насколько успешно сотрудничество, если говорить о торговле дарами моря? Когда Россия ввела контрсанкции, и наши фирмы больше не могли туда поставлять рыбу (как местную, так и, например, из Норвегии), они ее везли в Беларусь, там все перерабатывали — и готовую продукцию отправляли дальше "на восток".

— Верно, и сегодня, думаю, такая же схема работает. Главное здесь (в торговле с Россией), чтобы продукт в итоге стал белорусским, а не латвийским. Также наши производители, когда усилилась война санкций, поставляли (и поставляют по сей день) много молока и продукции из него в Беларусь. Но, в отличие от рыбы, она была именно для белорусской стороны.

Объясню, когда Россия перестала закупать молочную продукцию в Латвии, Литве и Польше, то главными иностранными поставщиками для нее стали белорусские заводы. Но поскольку в Россию всегда требуется всего и много (лично видел огромные очереди фур около ворот белорусских заводов, где в машины загружали продукцию тоннами и везли в соседнюю страну!) в Беларуси в какой-то момент стало даже не хватать своей молочной продукции.

И тут сотрудничество с латвийскими молочниками было как раз на руку. И, насколько мне рассказывали, до сих пор так: много белорусской продукции поставляется в Россию, а на местном рынке торгуют товаром, произведенным из латвийского и литовского молока. Такой вот пример хороших добрососедских и деловых отношений.

Дружим и медициной, и спецовкой

— Планируют ли латвийские инвесторы выходить на рынок Беларуси с новыми проектами? Какие отрасли им особенно интересны?

— В Латвии, как известно, промышленности нет: за последние 20 лет все уверенно тут уничтожали и добивали. В итоге теперь тут занимаются, по большей части, переработкой и торговлей. Значит, наши бизнесмены, которые хотят работать в сфере промышленности, смотрят в белорусском направлении. Они готовы там открывать совместные латвийско-белорусские производства, чтобы потом, к примеру, поставлять продукцию в пределах Единого таможенного союза.

Так, Резекненский мясокомбинат сейчас активно сотрудничает с Беларусью. Он туда внедряет свои новые технологии производства мясной продукции. Сейчас на базе Миорского мясокомбината (Витебская область) выпускаются некоторые колбасные изделия по рецептуре и технологиям резекненского завода. Параллельно наш мясокомбинат получил разрешение на ввоз в Беларусь продукции, произведенной в Латвии из мяса курицы. Уже сделаны все ветеринарные процедуры.

Еще мы поставляли и поставляем много качественных электроприборов, изготовленных в Латвии по европейским стандартам, а в соседней стране их используют, в том числе, на производстве тракторов. К слову, потом эти тракторы пользуются исключительным спросом у латвийских фермеров.

Ведется сотрудничество и в сфере производства медикаментов. Продукция ряда латвийских фармацевтических предприятий — "Olainfarm", "Grindex", "Elpis" и других — поставляется в Беларусь. В свою очередь, на рынок Латвии поступают, например, разные виды капсулированных препаратов от "Минскинтеркапс". Перспективным проектом является открытие в Беларуси совместного предприятия по производству фармпрепаратов, и наши соседи к этому стремятся, в частности, осуществляя программу по импортозамещению.

Так же между предприятиями наших стран хорошо налажена кооперация в производстве спецодежды. В Беларуси выпускается весьма широкий ассортимент технического текстиля и тканей с особыми свойствами (термоустойчивые, водо- и грязеотталкивающие и прочее). Латвийская компания закупает в Беларуси ткани и другие материалы, и здесь занимается выпуском спецодежды по самым передовым и сложным технологиям. Эта продукция пользуется спросом и поступает на разные рынки.

 И этот лишь отдельные примеры сотрудничества. Не только Латвия, но и вся Европа, наконец-то, осознала, насколько выгодно и важно дружить с Беларусью.    

Лента новостей
0