Робот-шопоголик, няня, игрок в судоку - разработки школьников в БНТУ

© Sputnik / Виктор ТолочкоРобот- помощник для ограниченного в передвижении человека
Робот- помощник для ограниченного в передвижении человека - Sputnik Беларусь
Подписаться на
НовостиTelegram
На конкурсе "ТехноИнтеллект" также представлены энергосберегающие проекты, в том числе импровизация на тему "Умный дом", которая позволила сэкономить СШ №35 миллионы рублей.

Вера Дашкевич, Sputnik.

Ветрогенератор, разноцветный хлеб улучшенных потребительских качеств, смеситель с ножным приводом, позволяющий экономить воду, электроэнергию и деньги — это лишь несколько проектов, которые представлены на Республиканском конкурсе научно-технического творчества учащейся молодежи "ТехноИнтеллект". Всего в конкурсе участвуют около 200 школьников, которые соревнуются по 12 направлениям от робототехники и IT до рационального природопользования и энергосберегающих технологий.

Для чего это все?

Кому и зачем нужен смеситель с ножным управлением, когда в магазинах полно кранов с сенсорами, — юного рационализатора Виктора Колесникова нисколько не смущает.

© Sputnik / Виктор ТолочкоСмеситель с ножным управлением
Смеситель с ножным управлением - Sputnik Беларусь
Смеситель с ножным управлением

"Преимущество нашего крана в том, что он достаточно дешевый, если сравнивать с теми же сенсорными кранами. Потому что при создании этого крана деньги ушли только на покупку тросика. Все остальное было взято из подручных средств", — объясняет ученик 223-й минской школы.

Такой кран, убеждает школьник, может оказаться кстати и в обычной квартире, с оглядкой на растущие тарифы ЖКХ, но особенно в больницах, где существуют особые санитарные требования.

Импортные системы "Умный дом" — дорогое удовольствие, но если понять принцип, найти нужные датчики, то, оказывается, можно сэкономить собственной школе внушительную сумму.

"В нашей школе он отработал пять месяцев и за это время сэкономил пять миллионов", — рассказал разработчик системы, способной оценить обстановку и самой по необходимости включать и отключать свет. Система оценивает степень дневного освещения и реагирует на звук. То есть если хлопать днем, свет она не включит.

© Sputnik / Виктор ТолочкоРазработчик системы, способной оценить обстановку и самой по необходимости включать и отключать свет
Разработчик системы, способной оценить обстановку и самой по необходимости включать и отключать свет - Sputnik Беларусь
Разработчик системы, способной оценить обстановку и самой по необходимости включать и отключать свет

Энергосберегающие технологии и техническое конструирование — это то, что ждут взрослые. И пусть представленные решения пока не годятся для запуска в производство, подчеркивают организаторы, важен интерес к проблеме.

"Полезно само творчество, потому что если говорить о развитии промышленности, различных отраслей, нам нужны творческие личности. Инженер должен творить. Начиная творить в детстве, они смогут проявить себя и приступая к профессиональным обязанностям. Поэтому надо раскрыть творческие способности", — рассказал Sputnik куратор "ТехноИнтеллекта" Елена Костюкевич.

© Sputnik / Виктор ТолочкоВиртуальная рука на выставке "ТехноИнтеллект"
Виртуальная рука на выставке ТехноИнтеллект - Sputnik Беларусь
Виртуальная рука на выставке "ТехноИнтеллект"

Полезные роботы

Пока взрослые ждут от школьников полезных решений в вопросах энергосбережения, подростки все активнее и довольно успешно экспериментируют с роботами.

На конкурсе представлен робот, который разгадывает судоку, а также виртуальная рука, которая в перспективе поможет решать определенные задачи в инженерике и безопасности.

© Sputnik / Виктор ТолочкоРобот, который разгадывает судоку
Робот, который разгадывает судоку - Sputnik Беларусь
Робот, который разгадывает судоку

Есть робот, который может в буквальном смысле стать глазами и голосом человека, ограниченного в передвижении. Он, оказавшись на расстоянии, может видеть и слышать за хозяина — передавать изображение и звук на планшет. А если хозяин захочет что-то спросить, таким же интернет-способом воспроизведет и голос.

"Он уже помог девочке с церебральным параличом пообщаться с друзьями. Она видела все и разговаривала с ними, не выходя из квартиры в Минске", — рассказали девятиклассники — авторы проекта.

© Sputnik / Виктор ТолочкоРобот- помощник для ограниченного в передвижении человека
Робот- помощник для ограниченного в передвижении человека - Sputnik Беларусь
Робот- помощник для ограниченного в передвижении человека

При желании, заметили разработчики, этот робот может сбегать и в магазин, если ему приделать руки.

Множество задач в состоянии решить и многофункциональный помощник, придуманный учеником 29-й гимназии Александром Дубовицким.

© Sputnik / Виктор ТолочкоРобоняня Александра Дубовицкого
Робоняня Александра Дубовицкого - Sputnik Беларусь
Робоняня Александра Дубовицкого

"Он может убирать, заниматься с ребенком — учить его читать-писать, показать мультики, при необходимости вызвать службу спасения. Кроме того, с ним можно общаться. На самом деле функций очень много", — рассказывает гимназист. Сам Дубовицкий, кстати, интересен не менее своего изобретения. Школьник уже вовсю работает — директором ИТ-отдела в одной из минских фирм, которая занимается разработкой программного обеспечения, и в собственной ИТ-компании.

Преподаватель репетиторского центра "100 баллов" Глеб Карней, который минувшим летом со своей командой занял 4-е место на Всемирной олимпиаде роботов, прогулялся по выставке, приуроченной к открытию конкурса, и остался приятно удивлен "ТехноИнтеллектом".

© Sputnik / Виктор ТолочкоПреподаватель репетиторского центра "100 баллов" Глеб Карней
Преподаватель репетиторского центра 100 баллов Глеб Карней - Sputnik Беларусь
Преподаватель репетиторского центра "100 баллов" Глеб Карней

"Конечно, это не инновационно — мы открываем интернет и находим уже что-то похожее, работающее. Но в этом колоссальный пласт образования. Сделав всю эту работу и заставив все это пахать, они на выходе получают тонну знаний. Это дети, для них самое главное — это знание, это вклад в будущее. И то, что мы не увидели здесь ничего, что заставило бы сказать "вау", такого здесь быть и не должно. Но мы увидели достаточно сильные проекты, которые при условии того, что дети понимают, что они делают, это здорово", — заметил Карней.

Что с "ТехноИнтеллектом" в регионах?

Сильные проекты, о которых говорил Карней, имеют в основном минскую прописку. В регионах действительно есть определенные, прежде всего финансовые, сложности, честно признаются организаторы. Интересные и увлеченные дети есть, но денег на их развитие порой не хватает.

© Sputnik / Виктор ТолочкоРабота участника "ТехноИнтеллекта" из регионов
Работа участника ТехноИнтеллекта из регионов - Sputnik Беларусь
Работа участника "ТехноИнтеллекта" из регионов

Областям особенно сложно экономически. Идеи есть, но материалы, технические моменты — с этим возникают проблемы. У нас будет круглый стол, где мы обсудим, как повысить уровень технического творчества. Это больной вопрос", — подчеркнула куратор конкурса.

Это при том, что все понимают: эти детские разработки имеют очень большой смысл и способны дать результат, пусть и не сиюминутный. Нынешние конкурсанты, если не остынут к науке и научному поиску, по мнению собеседников Sputnik, вполне смогут удивить мир успешными разработками.

В течение двух ближайших дней участники "ТехноИнтеллекта" будут защищать свои разработки перед жюри конкурса. Увидеть их можно в главном корпусе БНТУ.

Лента новостей
0