КНДР является, наверное, одной из наиболее мифологизированных стран мира. Для одних она — "коммунистический Мордор, страна концлагерей и массовых расстрелов из миномета за хранение Библии". Для других — "цитадель подлинно народного социализма, которая мужественно отбивает атаки империалистов".
В зависимости от сложившегося образа Северной Кореи, по-разному воспринимается и резолюция Совбеза ООН об ужесточении санкций в отношении КНДР: кто-то будет приветствовать очередную "попытку заставить кровавый северокорейский режим отказаться от агрессивных устремлений", а кто-то расценит санкции как "очередную атаку мирового капитала с целью сломить волю свободолюбивых носителей идеологии Чучхе-Сонгун".
Но если абстрагироваться от идеологических штампов и взглянуть на ситуацию с экономической точки зрения, то можно прийти к довольно неожиданным выводам.
Укрощение Кима, попытка номер пять
О резолюции Совбеза ООН в отношении КНДР в последнее время говорилось и писалось много. Достаточно упомянуть лишь, что документ вводит запрет на экспорт северокорейских полезных ископаемых и запрещает ввозить в КНДР авиатопливо и предметы роскоши. Санкции коснутся и банковского сектора КНДР. Это уже пятая по счету резолюция Совбеза ООН, призванная закрыть все пробелы в предыдущих решениях.
Маловероятно, что введение санкций заставит руководство КНДР отказаться от разработки новых видов вооружения. Ожидать такого шага от КНДР было бы особенно наивно в то время, когда США и Южная Корея проводят масштабные военные учения, в ходе которых отрабатывается в том числе и "план ликвидации северокорейского руководства".
Обеспечение обороноспособности является одним из базисов легитимации северокорейского режима. Армия в этой стране занимает особое место, принцип северокорейской идеологии Сонгун состоит в том, что "армия представляет собой и партию, и государство, и народ". Поэтому вполне ожидаемо, что со стороны Пхеньяна будут звучать угрожающие заявления и производиться новые испытания "оружия устрашения".
По моему мнению, санкции вкупе с демонстративными учениями Южной Кореи и США, могут лишь привести к эскалации конфликта на полуострове и дать повод для дальнейшей милитаризации АТР и гонки вооружений в регионе.
Китайско-корейская дружба дала трещину?
"К нам он шел, тот китаец молодой,
Шел наш брат, чтоб в сраженье нам помочь,
Чтоб помочь нам справиться с бедой,
Гнать американцев прочь".
Песня о китайском народном добровольце
Читателю, знакомому с этой песней в исполнении некогда популярного Егора Летова, будет сложно поверить в то, что Китай поддержал резолюцию об ужесточении санкций в отношении КНДР. Однако если рассматривать отношения КНР-КНДР в отрыве от якобы идеологического родства, с учетом экономической и геополитической обстановки в Азиатско-Тихоокеанском регионе, то действия КНР в отношении Северной Кореи не являются неожиданными.
Достаточно вспомнить отсутствие северокорейского лидера на параде в Пекине по случаю юбилея победы во Второй Мировой войне. Ким в Пекин не приехал, а южнокорейский президент Пак Кын Хе приехала и встретилась с Си Цзиньпином.
Южная Корея является важным торговым партнером Китая, более того, в последнее время наметилось сближение Сеула и Пекина по ряду вопросов. Наладить отношения с Сеулом Китаю важно на фоне планов Республики Корея войти в Транс-Тихоокеанское партнерство.
Определенные опасения у Китая вызывает и участие Южной Кореи в "Азиатско-Тихоокеанском Адаптивном подходе", ведь реализация этой системы противоракетной обороны позволит США контролировать регион. Двусмысленность положения Сеула состоит в том, что пока что Китай является главным торговым партнером Южной Кореи, а США — основным гарантом безопасности. Пока что попытки Вашингтона создать полноценную коалицию сдерживания Китая Пекин нейтрализует при помощи интенсификации экономического сотрудничества с такими американскими партнерами в регионе, как Южная Корея и Австралия. Но, в случае ратификации соглашения о Транс-Тихоокеанском партнерстве и весьма вероятном присоединении к блоку Южной Кореи, Тайваня и других стран, Пекину будет все сложнее получать лояльность в обмен на экономическое сотрудничество.
Угрозы КНДР в адрес Сеула, могут сыграть на руку проамериканским силам в руководстве Южной Кореи. В этой ситуации для Пекина важно продемонстрировать, в первую очередь, Сеулу свою солидарность по северокорейскому вопросу.
Конечно, принятие резолюции Совбеза ООН может нести для Китая и некоторые издержки. В частности, это касается поставок северокорейских природных ресурсов в Китай. В 2013 году товарооборот КНДР и КНР составил 6,6 миллиарда долларов причем три миллиарда приходится на северокорейский экспорт, а 3,6 миллиарда — на импорт из Китая. Наиболее прибыльной статьей северокорейского экспорта является уголь — только в 2015 году в Китай было поставлено угля на 970 миллионов долларов. Однако новая экологическая политика Пекина, направленная на снижение потребления каменного угля, уменьшает ценность экспорта северокорейского экспорта.
Северокорейский НЭП
Эксперты отмечают, что в КНДР по инициативе молодого руководителя Ким Чен Ына начаты рыночные преобразования, которые можно сравнить разве что с реформами Дэн Сяопина в Китае.
Реформа сельского хозяйства предоставляет одной или двум семьям в составе "малых звеньев" право арендовать землю и оставлять себе часть урожая. В результате чуть ли не каждый год в КНДР ставятся новые рекорды урожайности. А это значит, что маловероятно повторение голода 90-х годов.
Госпредприятия переводятся на хозрасчет, их руководство получило право по рыночным ценам закупать сырье и продавать продукцию, а также самостоятельно устанавливать зарплаты рабочим, что привело к значительному росту доходов населения.
Вопреки бытующим стереотипам, в КНДР активно развивается частный сектор, на долю которого приходится, по некоторым подсчетам, от 30 до 80% северокорейского ВВП. В частной собственности де-факто находятся даже заводы и шахты, хоть де-юре они и остаются госсобственностью.
Подражая опыту Китая времен Дэна Сяопина, Северная Корея активно привлекает иностранных инвесторов в свободные экономические зоны, однако эта реформа пока идет туго, т.к. не все инвесторы согласны на требования Пхеньяна и к тому же есть стремление к ограничению притока китайских инвестиций.
Однако экономические преобразования не сопровождаются в политической сфере северокорейской "перестройкой и гласностью", что позволяет минимизировать угрозу для правящего режима.
Сложно сказать, какой будет судьба северокорейских реформ в условиях нагнетания напряженности и ввода санкций. В наиболее пессимистичном варианте можно прогнозировать свертывание рыночных реформ и возрастание роли консервативно-милитаристских сил в руководстве страны.
Не опоздать к разделу пирога
По словам южнокорейского депутата Ким Ыль Дона, природные запасы КНДР в 22 раза превышают запасы Южной Кореи, а стоимость северокорейских природных ресурсов можно оценить в шесть триллионов долларов. Северокорейские недра располагают значительными запасами магнезита, графита и вольфрама, которые успешно добывали зарубежные компании, особенно китайские.
Вряд ли все они оставят планы по разработке северокорейских недр даже после резолюции Совбеза ООН. Вполне вероятно, что в условиях санкций компании, которые продолжат неофициальную разработку северокорейских недр, окажутся в выгодном положении. Ведь Пхеньян станет более сговорчивым, а конкуренты за право разработки полезных ископаемых в КНДР могут испугаться нарушения резолюции.
Учитывая важность северокорейских природных ресурсов и наличие многочисленной и сравнительно дешевой рабочей силы, вполне можно ожидать, что рыночные реформы превратят КНДР в одного из "азиатских тигров". В связи с этим можно предположить, что санкции в отношении КНДР вряд ли продлятся дольше того времени, которое потребуется основным игрокам для раздела "северокорейского пирога" под завесой санкций.
Если говорить о белорусском интересе по отношению к КНДР, то стоит вспомнить о планах по поставке в Северную Корею продукции машиностроения и других направлениях двустороннего развития, которые были озвучены в ходе прошлогоднего визита министра иностранных дел КНДР в Минск. По моему мнению, с учетом потенциала КНДР, Беларуси стоит настолько, насколько это возможно дистанцироваться от мер, направленных против Северной Кореи и при этом максимально эффективно использовать возможности закрепления позиций Беларуси на северокорейском рынке.
В противном случае, когда санкции с КНДР будут сняты, может оказаться, что все выгодные ниши будут уже заняты, в том числе представителями тех стран, которые громче всего кричат о "северокорейской угрозе миру, безопасности и демократии".