МИНСК, 2 мар — Sputnik, Евгений Казарцев. Проблема домашнего насилия в отношении женщин в Беларуси сильно недооценена, уверена руководитель общественной организации "Радислава" Ольга Горбунова.
Единственная в Минске государственная кризисная комната работает с 2014 года, за это время через нее прошла 21 женщина. Всего же, по данным Комитета по труду, занятости и соцзащиты Мингорисполкома, в столице в 2015 году было зарегистрировано 6995 "семейно-бытовых конфликтов", а защитных предписаний в отношении семейных агрессоров было выставлено лишь 287.
"Речь идет только о тех случаях, когда вызывали милицию", — пояснила зампред комитета Ирина Дудка. По мнению специалиста, многие женщины не заявляют о домашнем насилии из-за "терпеливости и памяркоўнасці".
Руководитель общественного объединения "Радислава" Ольга Горбунова, ссылаясь на данные исследований заказанные Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА) за 2014 год утверждает, что каждая третья белоруска становится жертвой физического домашнего насилия, но не надо забывать и про остальные его проявления.
"Да, регистрируется мало случаев, и знаем точно мы только о верхушке айсберга. Скажем, только через Убежище для женщин, пострадавших от насилия ОО "Радислава" в год проходит порядка 60-70 человек. Но многие попросту не обращаются, так как в этом нет смысла — в Беларуси нет специализированного закона против домашнего насилия, существующие меры недостаточны, чтобы реально защитить человека", — рассказала Sputnik Горбунова.
Скажем, в большинстве случаев наказание мужчинам за насилие — штраф, который уходит в пользу государства. Многие опасаются того, что сообщение о насилии может привести к эскалации конфликта.
"Муж придет после суда домой к жене и снова сорвется, вот и все", — уверена эксперт.
Кстати, в прошлом году МВД подготовило проект закона о борьбе с домашним насилием — Горбунова называет ведомство "одним из немногих союзников в борьбе с насилием". По ее словам, в большинстве случаев официальные органы не слишком хотят заниматься этой проблемой. Кроме отсутствия эффективных средств юридической защиты жертв домашнего насилия, причину такой "отстраненности" общественница видит в желании закрыть глаза на ситуацию.
"Невыгодно признавать истинное положение дел, потому как надо будет начать что-то делать. Специалисты мало осведомлены о проблеме, сервисы прямой помощи зачастую не доступны, защиты добиться сложно, плюс процветающие в обществе мифы "милые бранятся — только тешатся", — подчеркнула она.
Впрочем, в том, какие пути выхода из кризисной ситуации оптимальны, представители официальных и общественных организаций тоже разошлись. Как рассказала представитель комитета соцзащиты Ирина Дудка, психологи стараются "мирить" ссорящихся. Такой подход в "Радиславе" считает необоснованным и даже опасным. По мнению представителей общественной организации, в этом случае инциденты могут и будут повторяться.