МИНСК, 1 мар — Sputnik. Два уникальных балета знаменитого чешского и нидерландского хореографа Иржи Килиана будут представлены 1 и 2 марта в Большом театре Беларуси.
Премьера балета "Шесть танцев состоялась" три года назад. В нынешнем театральном сезоне белорусский театр оперы и балета осуществил постановку еще одного спектакля Килиана из серии "Черно-белые балеты" — Le Petit Mort ("Маленькая смерть"), также поставленного на музыку Вольфганга Амадея Моцарта.
Оба балета поставлены на белорусской сцене ассистентом Иржи Килиана балетмейстером и бывшей танцовщицей Нидерландского театра танца и Ширли Эссебум.
По ее словам, "Шесть танцев" и "Маленькая смерть" — две совершенно разные постановки, их сложно сравнивать. Первый балет — очень динамичный, в котором от танцовщика требуется даже больше актерской игры, нежели танца — умения сыграть комического героя или отрицательного персонажа, при этом очень быстро двигаясь, делая много различных движений под быструю музыку. В то время как "Маленькая смерть" — более "контролируемый", лирический, чистый балет. В этой постановке очень высокие стандарты классического движения".
Также балетмейстер подчеркивает, что "эротический балет" — это слишком прямолинейное определение для данной поставки Иржи Килиана. Это балет хорошего вкуса о жизни и отношениях. Хореограф утонченно и деликатно показывает чувственные отношения между мужчинами и женщинами.
Балет "Шесть танцев", который считается эталонным произведением хореографа, белорусские зрители знают и любят. По словам Ширли Эссебум: "Шесть танцев" — достаточно смешное, комическое представление, но только на первый взгляд. В спектакле заложено немало глубоких идей. Конечно же, действие происходит во времена Моцарта, но если посмотреть на сюжет, можно сказать, что там идет речь и о сегодняшней жизни в современном театре. О том, что происходит за кулисами любого театра: какие-то романы, измены, сплетни, конкуренция — жизнь внутри театра обыграна интересно и с юмором.
Иржи Килиан учился в Пражской консерватории, а затем в Королевской балетной школе в Лондоне. Как танцовщик, работал в Штутгартском балете, а в 1976 году возглавил Нидерландский театр танца (NDT), превратив его в один из лучших в мире. Несколько лет назад Килиан ушел с поста директора NDT, сейчас он работает с театрами разных стран, ставит балеты по всему миру.
Килиану подражают балетмейстеры уже двух поколений, он же абсолютно независим; по словам хореографа, он рад, если зрителю "может показаться, что кто-то приглашает тебя принять участие в игре, правила которой сохранены в секрете или вообще никогда не были установлены".