Елена Васильева, Sputnik.
На лекции "Феминистическая критика гендерного неравенства на рынке труда" минчанкам рассказали, в чем они ущемлены и за что должны бороться. Корреспондент Sputnik направилась на лекцию не в поиске единомышленников, но в надежде раскрыть в себе латентного борца, и провалилась.
Хочу и буду: пустите женщину в шахту
Лекция прошла в рамках проекта "Европейское кафе — открытое пространство Европы" в сотрудничестве с Лабораторией гендерных исследований ECLAB. Лектор, а точнее лекторка, Тамара Марценюк — кандидатка социологических наук, доцентка. "Кандидатка", "доцентка" и "социологиня" — это феминитивы, слова женского рода, обозначающие профессии, работы, специализации, альтернативные понятиям и словам мужского рода. Лингвистическое смирение с понятием "социологиня" — первый шаг по открытию в себе борца — и сделать его, признаем, сложнее всего. Дальше — проще, потому как вся лекция — это душеспасительная беседа о том, что женщина несправедливо ущемлена на рынке труда, хоть она как минимум равна, а порой и лучше, быстрее, выше, сильнее аналогичной мужской единицы рабочей силы. И нет в аудитории женщины, которую могло бы возмутить это заявление.
"В Украине паттернализм до сих пор актуален — есть перечень тяжелых для женщины работ, принятые Минздравом в 1993 году. Там почти пятьсот профессий — например, женщина не может добывать и перерабатывать рыбу. Если это рыбацкое селение и другой работы нет, то чем заниматься женщинам — не понятно. Нельзя собирать плоды с деревьев высотой более четырех метров — я уже представляю, как на это дерево взбирается мужчина", — рассказывает лекторка, пока присутствующие одобрительно кивают в защиту своего права карабкаться на четырехметровое дерево.
Подобные "недопустимые профессии", по мнению Марценюк, пришли из Советского Союза, когда женщин использовали как резервную армию труда.
"Есть еще одна категория людей, которых государство использует как резервную армию труда — кого?" — спрашивает лекторка. "Детей?" — предполагает публика. Детский труд давно не используется, если ты из ребра, для государства твой труд важен также, как эмигрантский — если больше некому работать, женщин и эмигрантов выпускают на рынок.
"Когда после второй мировой мужчины погибли, на рынок труда выпустили женщин. Когда мужской рабочий ресурс возобновился, женщин с этого рынка снова выгнали. Государство защищает женщин, не спрашивая, нужна ли им защита — и это называется проблемой паттернализма", — поясняет Марценюк.
К слову, максимальная тяжесть, которую может поднимать женщина на рабочем месте — семь килограммов — для Беларуси этот закон аналогичен. Присутствующие задаются резонным вопросом, сколько весит двухлетний ребенок, и негодуют: мол, носить ребенка по дому женщина может — совершенно бесплатно, а от поднятия тяжестей за деньги ее освобождают.
"Проблема государства и женщин в том, что для государства "отцовство" — это, преимущественно, материнство. А женщины потенциально беременны — это мешает искать престижную работу. А если женщина недетородного возраста, то она "уже старая", — заключает лекторка.
Чтобы понять отношение к роли женщины, достаточно вспомнить, как в Украине проходила реформа полиции.
"Менеджерку топ-класса, которая сделала эту реформу, назвали "берегиней полиции". Это такое божество, которое вдохновляет. Здесь нет субъектности, только объектность. Вот она стоит и вдохновляет. Также говорят о женщинах в Верховном совете — как хорошо, что в политике есть женщины, есть, на кого посмотреть и вдохновиться", — негодует лекторка.
11% женщин тоже забивают гвоздик
"Если у меня ребенок до трех лет, я не могу работать в выходные, то есть университет не мог бы отправить меня сюда читать эту лекцию, априори предположив, что у ребенка кроме матери никого нет", — заявляет лекторка, заставляя аудиторию негодовать и изучать соответствующие белорусские законы.
Оказывается, что для Беларуси закон аналогичен. В соответствии с Трудовым кодексом, "запрещается привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни, работам в выходные дни и направление в служебную командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет".
Гендерные исследования никогда не говорят о том, что нет биологических особенностей между мужчиной и женщиной, подчеркивает Марценюк. Биологический факт — детей рождают женщины.
"Но этот факт распространяется на формирование всей дальнейшей жизни женщины: считается, что материнский инстинкт подразумевает знание о том, как варить борщ, и о том, как мыть пол. И от такого подхода страдает важный ресурс — время. К оплачиваемой работе, на которой задействованы женщины, добавляется эмоциональная работа — поддержать, выслушать — и работа по дому", — убеждает лекторка.
Белорускам показали данные российских исследований, из которых выходило, что в домохозяйстве приготовлением еды в 65% семей занимается жена, только в 4% семей — муж. Глажкой белья женщины заняты в 74% семей, мужчины — только в 3%, занятиями с детьми свое время уделяют 29% женщин и только 3% мужчин, зато покупкой друзьям подарков, организацией досуга мужчины и женщины занимаются вместе.
"Есть только один вид деятельности, в который мужчины вовлечены больше женщин — мелкий ремонт по дому. То есть забить гвоздик раз в месяц. Хотя 11% женщин тоже забивают гвоздик", — представляет лекторка эмпирическое подтверждение того, куда идет женский ресурс времени.
Женщины вышли во все сферы продуктивного труда, а проблему того, кто будет делать репродуктивный труд, до сих пор не решили, резюмирует Марценюк.
"У нас вообще нет правового общества"
Пока присутствующие на лекции феминистки и вольные слушатели примеряют к себе спасительную идеологию равноправия, несколько мужчин позволяют себе робкие смешки, тем самым выражая посильный протест призыву разделить репродуктивное бремя. Эти сдавленные неуверенные попытки протестовать душили, апеллируя к истории феминизма и общим правам человека, впрочем, находились и более стройные аргументы.
"Гендерные исследования пришли из западной науки, где был опыт социальных проблем: для Британии — социальная стратификация, для США — расовая. Можно ли в Беларуси говорить о дискриминации? Я представляю себе дискриминацию следующим образом: существует правовое общество, в котором есть проблемы и их пытаются изжить. А у нас вообще нет правового общества, есть дикий капитализм, где люди пытаются как-то выжить, и дискриминированным может быть кто угодно. В одном месте девушку возьмут на работу секретаршей, потому что она симпатичная, в другом мужчине будут платить меньше, зная, что у него — семья, что он побоится просить больше. А есть группа руководителей-женщин, в которых и вовсе нет проблем, потому как они компетентны", — выступают с заявлением в зале.
Выступающие апеллировали к истории борьбы за права женщин, аудитория еще немного поспорила о целесообразности разговоров о дискриминации на постсоветском пространстве и собравшиеся разошлись, довольные собой и друг другом, равные и свободные.
Чуть позже в кулуарах обсуждали актуальность проблемы для Беларуси.
"Угнетение мужчины, который не может пойти работать секретаршей, отличается от угнетения женщины. Можно подумать, что если женщина вроде как не должна зарабатывать и если она лишится работы, ее волшебные силы гендера кормить будут.
Женщинам как раз намного чаще нужно больше денег — потому что в подавляющем большинстве случаев речь идет об одиноких женщинах с детьми, которых нужно кормить, а не об одиноких мужчинах с детьми. Но при этом из-за стереотипа "мужчина должен зарабатывать" премию дадут мужчине и оставят на работе тоже мужчину", — утверждали согласные с идеей существования трудовой дискриминации по гендерному признаку.
Если в вас еще не пробудился борец за права и свободы чего бы то ни было, предлагаем несколько фильмов о гендерной дискриминации, способных склонить на сторону гендерного равенства.
Северная страна
Ангелы с железными зубами
Улыбка Моны Лизы