Иннокентий Адясов, специально для Sputnik.
Евразийская экономическая комиссия — некий прообраз наднационального правительства ЕАЭС. Самый продвинутый из интеграционных проектов на постсоветском пространстве, который в последнее время как-то ушел в тень, хотя потенциал в нем был заложен немалый.
Отставка Виктора Христенко с поста председателя ЕЭК в начале февраля этого года поставила вопрос об изменении методов работы этого исполнительного органа. Это может стать прологом дискуссии о путях развития ЕАЭС. Новому председателю ЕЭК — им стал экс-премьер Армении Тигран Саркисян — придется искать пути, которые позволят вывести ЕАЭС из некой стагнации.
Работают ли единые пространства?
Экономическая основа ЕАЭС — это единые пространства в движении товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
С началом экономического кризиса, а он в большей или меньшей степени затронул всех, страны-участницы объединения стараются гласно или негласно закрыть свой внутренний рынок от импорта, включая и импорт из ЕАЭС.
Многим памятны попытки казахстанского бизнеса оградить рынок страны от импорта более дешевых российских товаров (это произошло из-за более ранней, чем тенге, и более масштабной девальвации российского рубля). Много вопросов есть и по поводу доступа в Россию товаров с территории Беларуси.
Причем белорусская сторона жалуется, что российские органы не допускают на свой рынок не только продукцию, идущую через территорию РБ транзитом, но и товары, произведенные непосредственно в Беларуси, в частности сыры. Минск при этом апеллирует к тому, что фитосанитарные сертификаты, выданные в любой стране ЕАЭС, действуют на всей территории экономического объединения. И белорусская сторона готова обратиться в ЕЭК за поддержкой в своем споре с РФ (как известно, решения этого наднационального органа имеют приоритет над внутренними решениями стран-участниц). Так что Тигран Саркисян сразу может оказаться в весьма непростой ситуации.
В то же время его взвешенные и юридически обоснованные решения могут серьезно поднять престиж и статус ЕЭК.
Второй и безусловный приоритет в работе исполнительного органа ЕАЭС — поиск тех экономических проектов и решений, которые могут дать быстрый мультипликативный эффект для стран-участниц и помочь создать дополнительный внутренний спрос в интеграционном объединении.
Говоря проще, ЕЭК нужны масштабные проекты, но они должны быть крайне продуманы с экономической точки зрения.
Разработать список таких проектов и представить его на утверждение главам стран-членов интеграционного объединения — ближайший приоритет нового состава ЕЭК.
Реализация этих проектов будет возможна только в условиях свободного движения капитала внутри интеграционного объединения, так что вопрос о наличии реальных единых пространств актуален и в этом случае.
Транспорт и энергетика на повестке ЕЭК
Приход Тиграна Саркисяна на пост председателя ЕЭК практически совпал с началом транспортного конфликта России сначала с Польшей, а потом и с Украиной.
Но этот конфликт касается не только России — грузы шли через территорию Белоруссии транзитом в обоих направлениях, и часто конечной точкой назначения европейских товаров были члены ЕАЭС Казахстан или Кыргызстан.
Так что транспортный кризис в той или иной степени затрагивает интересы всех стран-участниц, и российский премьер не мог не поднять эту тему на встрече с новой главой ЕЭК. Несколько снять напряжение в этой ситуации могла бы Беларусь, обеспечив ускоренный проход российских фур через белорусско-литовскую границу и предоставив логистические услуги российским перевозчикам.
Видимо, транспортный кризис в ближайшие месяцы так или иначе будет урегулирован.
Но перед ЕЭК все равно останется вопрос — как использовать мощнейший транзитный потенциал объединения? Эта тема поднималась много раз, но так и не была выработана реальная "дорожная карта" использования транзитных возможностей интеграционного объединения.
Казахстан — он председательствует в ЕАЭС в 2016 году — хочет уделить особое внимание формированию единого рынка газа внутри объединения.
Представляя накануне проект Концепции рынка газа, член коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Данил Ибраев отметил, что документ разработан в соответствии с Договором о ЕЭАС. Согласно Договору, в целях формирования общего рынка газа Союза предусматривается разработка и утверждение в 2016 году соответствующей Концепции, а до 1 января 2018 года — Программы по формированию общего рынка газа Союза. Затем страны Союза заключат международный договор о формировании общего рынка газа ЕАЭС и обеспечат его вступление в силу не позднее 1 января 2025 года.
"По сути, мы впервые будем реализовывать выход на конкурентный рынок и рыночные принципы торговли таким специфическим товаром, которым является природный газ. Особенно это важно с учетом того, что с положениями концепции согласились основные игроки и регуляторы газового рынка, что подтверждает правильность направления действий на наднациональном уровне", — отметил Ибраев.
После утверждения документа Высшим Евразийским экономическим советом (дата пока неизвестна) на его основе будет разработана Программа формирования общего рынка газа, предусматривающая реализацию до 1 января 2024 года значительного числа мероприятий, в том числе:
- формирование в странах ЕАЭС полноценных биржевых рынков;
- реализацию пилотных проектов по организации биржевой торговли на общем рынке;
- разработку правил взаимной торговли, в том числе единых правил доступа к газотранспортным системам;
- создание системы информационного обмена между участниками рынка.
Инициатива запуска полноценного общего рынка газа сверхвостребована на фоне планируемого передела рынка газа в ЕС (это и активное введение третьего энергопакета, и возможность прихода на этот рынок сланцевого газа из США, резкая активизация Норвегии в качестве альтернативного РФ поставщика газа, а также желание ЕС радикально расширить энергетические отношения с Ираном, вышедшим из под санкций).
Пожалуй, разрабатывая Концепцию общего рынка газа, ЕАЭС впервые пытается сработать на опережение.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.