Мусоропровод в жилом доме — штука, от которой у друзей-иностранцев просто рвет шаблоны. Они его фотографируют и заглядывают в жерло, будто в преисподнюю. Шутка ли — мусор можно прямо с этажа выбрасывать. Бессмысленно объяснять, что это старая советская коммунальная традиция. Проще его не показывать. Впрочем, его можно не увидеть, но сложно не услышать запах…
Когда-то мусоропроводы считались несусветным удобством и символом нового советского быта. Их стали строить в сталинках 50-х, причем прямо на кухнях. Правда, от этой идеи отказались быстро, слишком донимали запахи.
За многие годы все устали травить в них всякую живность, прочищать от крупногабаритного мусора и призывать жильцов к порядку. Мусоропроводы давно уже мало соответствуют тем правилам, по которым строились. Ведь по санитарным нормам они должны быть герметичными. А если дому 40 лет и капитального ремонта в нем так и не случилось, то состояние представить несложно: проломанные трубы залатаны фанеркой, внутри ствола наросли настоящие сталактиты из многолетней грязи. О герметичности говорить не приходится. А сколько почвы они дали для разгневанных подъездных острословов! Каких только кар небесных не обещают жильцы соседям-любителям выбрасывать что-нибудь крупногабаритное или дурно пахнущее.
Первым из белорусских городов отказался от мусоропровода Гомель, еще в 1995 году. И хотя были недовольные, идея быстро понравилась жильцам. Когда я бываю в гостях у гомельской подруги, ее десятилетний дом пахнет, будто вчера построен, а в моем (такого же возраста), неистребим душок здания "густо унавоженного бытом".
Городские коммунальные службы ведут кампанию по консервации мусоропроводов уже не один год. В Минске закрыто около 500 мусоропроводов, в этом году обещают законсервировать еще тысячу.
Казалось бы, все понятно: без мусоропроводов чище и приятней, к тому же пора привыкать к сортировке бытовых отходов. Но в борьбе за чистоту по другую сторону баррикад оказалось немало народу. Многим не нравится ходить к ближайшему сборнику — дескать, тяжело, неудобно. Пожилым людям иногда сложно. Да и мусорный мешок, который благоухает в коридоре, ожидая, когда кто-нибудь отправится на улицу, не всем приятен.
Для того чтобы в подъезде заварили мусоропровод, необходимы подписи всех жильцов. И вот это стало настоящей проблемой. Коллективное бессознательное всегда находит оправдания: то площадка с контейнерами для сбора мусора находится далеко, то условий для ее сооружения нет, то в доме много пенсионеров, которым неудобно ходить к мусоросборнику. Но чаще всего протест вызывает необходимость раздельного сбора мусора: жильцы сетуют, почему вместо одной корзины они должны собирать целых три пакета с разным содержимым. В результате на сотню собраний квартиросъемщиков подписываются лишь единичные протоколы согласия.
В моем доме есть мусоропровод. Но я им никогда не пользуюсь. Во-первых, потому, что не люблю запихивать пухлый пакет в узкий мусороприемник, а во-вторых, мусоропровод в нашем доме через раз забит. Но согласия на консервацию жильцы упорно не дают. Иногда мне кажется, что это цепляние за ствол мусоропровода есть не что иное, как обычный потребительский эгоизм.
Может нам не столько мусоропровод мешает, сколько саднит чувство, что нас чего-то лишают. Ведь мы платим за сбор и вывоз мусора. Но если станем сами сортировать этот самый мусор, его сбор будет обходиться значительно дешевле, а и вывоз отходов со специальных площадок тоже сэкономит средства самих же жильцов. В конце концов, в подъезде просто не будет зловония. Возможно, лишиться возможности спускать мусор прямо с этажа не так и плохо. А в освободившемся закуточке можно сделать хорошую кладовку для всего этажа…