Светлана Лицкевич, Sputnik.
Илья Курган пришел на белорусское радио 1949 году. Его знаменитое "Гаворыць Минск!" звучало в эфире без малого 40 лет. Кургана называли белорусским Левитаном, причем с легкой руки самого Юрия Борисовича. Мэтр белорусского радио в интервью Sputnik прокомментировал конкурс "Говорим как Левитан" и дал советы молодым, как говорить так, чтобы тебя услышали.
"Вам не нужен Левитан, есть у вас Илья Курган!"
— Сравнение, конечно, мне льстило. Но я "не виноват".
В Минске проходило торжественное заседание ЦК, посвященное юбилею БССР, приехал Брежнев. Мероприятие было во Дворце спорта. Вести трансляцию должен был я. Но поскольку в Минске в тот момент находился сам Левитан, мы его упросили читать текст. Редакторы согласовали это дело с Москвой, специально для Юрия Борисовича перевели текст на русский язык. Единственное, о чем он попросил меня — быть рядом во время трансляции, ведь ему незнакома ни наша студия, ни аппаратура.
А накануне мне дали "заслуженного". Поскольку я знал, что читать будет Левитан, я немного расслабился. Наутро, когда я зашел за Левитаном в гостиницу "Минск", он только усмехнулся, так неважно я выглядел. Юрий Борисович специально заставил по улице пройтись, чтобы проветриться.
Аккуратно сложенный текст выступления лежал у него в кармане. Мы проходили через многочисленные посты оцепления, Левитана сначала не хотели пускать — пропуск у него был не того образца, как у нас. Но как только он заговорил, офицер сразу взял под козырек и дал нам в сопровождающие лейтенанта.
Во Дворце спорта его перехватил один известный политкомментатор и увел во вторую студию срочно какое-то интервью взять. И вот до эфира остаются считанные минуты, а Левитана нет. Что делать? Ведь у него текст выступления! Хорошо, у кого-то из редакторов отыскался мятый и "слепой" третий экземпляр. Там даже цензорских подписей не было. Но пришлось читать.
На заседании было много представителей иностранных компартий, у которых фамилии такие, что и на свежую голову не прочтешь! Но я в стрессе выдал все без запинки. Левитан прибежал лишь в самом конце, спрашивает: "Кто читал?". "Илья", — говорят. И тогда он сказал: "Вам не нужен Левитан, есть у вас Илья Курган!"
О голосах на радио и ТВ
— Официальные новости я читал без напряжения. И никогда не готовился предварительно. Когда у меня кто-то спросил, почему накануне не перечитываю, сказал: "А давайте я один текст прочту с листа, а второй — подготовлю. Если вы заметите хоть малейшую разницу, буду тогда все время готовиться". Больше не спрашивали.
На пенсию я вышел в 87 лет, после ухода с радио много лет преподавал. Через несколько месяцев мне будет 90, если доживу…
Радио я уже почти не слушаю, а телевизор смотрю постоянно. Мне кажется, современные СМИ должны говорить со своей аудиторией просто и понятно. И хотя к ведущим у меня есть вопросы, я бы сделал и сказал это совсем иначе, многие мне симпатичны.
Индивидуальности в современном эфире есть. Но сказывается отсутствие хорошей дикторской школы. Старая школа давала возможность почувствовать внутреннюю силу, личность. Иной раз жалко, когда видишь, что человек зря работает. Вроде и старается, но не привлекает, не затягивает слушателя. В этом и есть талант диктора — невольно заставить слушать. Это особая магия. В нескольких словах этого не расскажешь.
О конкурсе "Говорим как Левитан"
— Идея конкурса мне очень нравится. Буду рад, если найдутся интересные голоса, если это станет шансом для молодых талантов. На мой взгляд, нам не хватает сегодня ярких голосов, личностей. Вот только с высоты своих лет скажу: так, как Левитан — так никто не прочтет.
И, может, это правильно. Это голос, который сказал нам о начале самой страшной войны, голос сводок Совинформбюро, которые мы слушали, замирая, голос нашей Победы. Левитан это делал гениально. Но не дай бог нам когда-то пережить это снова и испытать нужду в таком сильном и величественном голосе. Путь будут другие голоса! Интересные и разные.