Президент Беларуси Александр Лукашенко недавно напомнил правительству о семи миллиардах китайского кредита, освоение которых необходимо "подстегнуть". Также стало известно, что в Минск поступило письмо от председателя КНР Си Цзиньпина, в котором он еще раз подчеркнул факт поддержки Беларуси со стороны КНР.
В свое время Пекин весьма положительно воспринял активное присоединение Беларуси к китайской инициативе "Один пояс — один путь", которую еще называют проектом экономического пояса "Нового Шелкового пути". Одной из целей этой китайской инициативы является развитие сообщения между Китаем, Центральной Азией, Россией и Балтией. Но на пути в ЕС находится и Беларусь с инвестиционным голодом.
Шелковый путь приближается к Европе
Если для Китая Беларусь — не самый важный партнер на постсоветском пространстве, то в последнее время для Беларуси Китай является стратегическим, вернее, приоритетным партнером. Благодаря такому партнерству в Минске и пытаются в значительной мере утолить инвестиционный голод. В качестве важного инструмента для этого призван стать мегапроект — строительство в Беларуси индустриального парка "Великий камень".
Считается, что парк "Великий камень" будет крупнейшим объектом такого рода в Европе. Основатели парка пытаются привлечь к этому проекту в Беларуси и ее партнеров по Евразийскому экономическому союзу. Однако, по мнению разных экспертов, в ЕС весьма скептически относятся к ЕАЭС, не видя в нем сегодня действенный потенциал для экономического развития. Аналогичное отношение и у Китая. Пока он терпеливо наблюдает за процессами внутри Евразийского экономического союза, предпочитая, как и ЕС, строить отношения на двусторонней основе с каждым из членов ЕАЭС, развивать региональную кооперацию без цели создания для Шелкового пути общей зоны свободной торговли.
Еще одной особенностью китайской инициативы "Один пояс — один путь" является отсутствие структур для ее реализации. И пока нет полной ясности, когда они могут быть созданы.
По мере развития проекта все более очевидны не только будущие экономические выгоды, но и геополитические расчеты Китая. Уже сегодня многие эксперты склонны видеть все же китайскую перспективу развития стран Евразии. Ведь ожидавшейся динамики Евразийский экономический союз так и не получил.
ЕАЭС не в состоянии конкурировать с ЕС. Поэтому Пекин методично и последовательно претворяет в жизнь более эффективный, на его взгляд, вариант развития стран, через который "Новый Шелковый путь" должен пройти.
Свидетельством этого стало создание Китаем, Казахстаном, Грузией, Азербайджаном и Турцией консорциума для перевозки грузов из КНР в Европу по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ).
Белорусские "козыри"
Из Китая через территорию Грузии в направлении Турции и Европы в рамках проекта в 2016 году будут доставлены первые несколько тысяч контейнеров. Планы подключения к маршруту Украины для транспортировки грузов в Северную и Восточную Европу стали реализовываться с начала 2016 года.
С учетом нынешних отношений России с Украиной и Турцией можно ожидать реакции в виде активизации неких новых инициатив Москвы в отношении членов ЕАЭС, участвующих в китайских проектах транспортных маршрутов в Европу и Азию. Пока их не видно.
Определенный оптимизм в развернувшейся геополитической игре по маршруту Шелкового пути из Казахстана через Россию и Беларусь придают такие "козыри", как Таможенный союз и географическое положение республики. Они способны сыграть значимую роль в кооперации с балтийскими портами.
Но, как отмечают эксперты, сдерживающим фактором является отсутствие должного понимания самих участников внутри ЕАЭС. Это обстоятельство лишь усиливает стремление Беларуси диверсифицировать свое присутствие в китайском мегапроекте за счет участия в иных логистических его маршрутах. Этим во многом и можно объяснить то, что к Транскаспийскому маршруту, идущему в обход России, присоединилась и Беларусь. Что может вызывать определенные подозрения Москвы в адрес белорусского союзника.
Особое значение происходящему придает то, что Украина подписала с Литвой меморандум об объединении проекта "Шелковый путь" с проектом "Викинг". Таким образом, прокладывается маршрут по территории Украины, Беларуси и Литвы. Такой формат развития кооперации трех стран дал повод наблюдателям снова вспомнить о забытом проекте Балто-Черноморского коллектора, призванного снизить, а в перспективе и вовсе устранить зависимость от российских путей грузопотоков и энергоресурсов.
Уместным будет напомнить традиционное специфичное мышление китайцев: неспешно, но поступательно продвигаться вперед. Так что, казалось бы далекие сегодня перспективы того или иного проекта завтра могут стать реальностью.
Северное направление
Китайский бизнес активизировался не только на южном, но и на северном направлениях экономического пояса "Шелковый путь". Так, подписанные в Пекине соглашения должны позволить Литве стать центром распределения потоков китайских товаров и грузов в Восточной Европе. Этому будут способствовать не только Клайпедский морской порт, но и интермодальные терминалы, контейнерные поезда. Таковы намерения заинтересованных сторон.
Кроме того, было подписано соглашение между АО "Литовские железные дороги" и китайской логистической компанией China Merchants Logistics Holding о создании в Литве совместного с Китаем предприятия, которое будет предоставлять все услуги по экспедированию и логистике.
Совместное предприятие будет отвечать за экспедирование грузов между Литвой, Беларусью и Китаем. И тут, как на "Шелковом пути", окажется востребованным "Великий камень". Ведь грузами, которые прибудут через Клайпедский порт, станут строительные материалы для китайско-белорусского индустриального парка. Латвия также готова осуществлять перевозки грузов этого индустриального парка, предложив Минску выход в порты Северной Европы.
При таком развитии кооперации не следует забывать, что Литва и Латвия являются странами-членами ЕС. А другая соседка Беларуси — Украина — с 2016 года находится в ассоциированных отношениях с Евросоюзом.
Как представляется, к этим новым обстоятельствам должны быть более чувствительны в Москве и Минске, чем в Пекине. Последние упоминания Александра Лукашенко об отношениях с Китаем тому свидетельство.
Евразийская интеграция в китайском измерении
Суждения о том, что в данных условиях евразийская интеграция, несмотря на известные проблемы и противоречия, является безальтернативной для России и Беларуси, представляются дискуссионными. Сегодня поиски форматов различных торгово-экономических партнерств, объединений, как правило, приводят к усилению пограничных барьеров в торговле со странами, остающимися вне тех или иных объединений. И равноправное взаимодействие между ними просто отсутствует.
Не наблюдается чего-то отличного и в разворачивающемся экономическом поясе "Нового Шелкового пути" с его "Великим камнем" в Беларуси. Экономический потенциал Китая внушителен, что позволяет ему доминировать с куда большим объемом нынешних и будущих инвестиций для задуманных масштабов, чем у создателей ЕАЭС.
А тому, кто такую реальность предпочитает не замечать, а то и вовсе игнорировать, иногда из Пекина и шлют письма-памятки. Ведь китайские кредиты знамениты тем, что они связанные. Со всеми вытекающими из этого жесткими условиями. Иного для их потребителей просто не дано.