МИНСК, 3 фев — Sputnik, Виталий Чуясов. Снижение покупательской способности заработных плат в Беларуси является основным препятствием для оживления на рынке подержанных авто, включая переориентацию спроса на Россию, считает главный редактор портала "Автомалиновка", входящего в тройку крупнейших профильных виртуальных торговых площадок в белорусском сегменте интернета, Дмитрий Макаревич.
Накануне российские СМИ со ссылкой на статистические данные портала Авто.ру сообщили о росте в январе числа просмотров объявлений о продаже автомобилей с пробегом и, в частности, увеличении интереса со стороны пользователей из Беларуси. Некоторые эксперты интерпретировали эти данные, как реакцию "перекупщиков" из стран, входящих в ЕАЭС, на девальвацию российского рубля и рост интереса для приобретения машин в России жителями государств Таможенного союза.
Макаревич считает, что дальнейшее ослабление российского рубля не окажет сильного влияния на ситуацию с потребительскими предпочтениями белорусов. Это связано, прежде всего, со стагнацией на рынке подержанных авто в Беларуси в массовом сегменте из-за снижения зарплат в Беларуси в валютном эквиваленте за прошедший год.
"Люди привыкли со "сказочных" времен поездить на автомобиле два-три года, а потом продать его, доложить некую сумму и взять себе что-нибудь посвежее. Но машины стоимостью выше 6-7 тысяч долларов практически не продаются, нет спроса", — сказал Макаревич.
При этом он отметил, что поток белорусских покупателей, ориентированных на российский рынок, также снижается, поскольку у людей нет сумм, чтобы доложить на приобретение автомобилей более поздних годов выпуска после продажи своей машины.
Второй тренд, по мнению автоэксперта, связан с тем, что белорусы переориентируются с подержанных машин на новые, но более низкого класса. По данным Макаревича, у белорусских официальных автодилеров некоторых японских марок на начало года были выбраны все бюджетные модели, а спрос на них могли удовлетворять только за счет "немцев" — ŠKODA Rapid и Volkswagen Polo, а также новой LADA Vesta.
Резкое повышение утилизационного сбора также негативно влияет на ситуацию.
"С учетом затрат на дорогу дополнительные расходы на оплату утильсбора делают невыгодными покупки "бэушных" автомобилей среднего класса в России", — сказал Макаревич.
При этом эксперт согласился, что с учетом изменения курса российского рубля покупки люксовых моделей действительно выглядят очень привлекательными: разница с уровнем цен на белорусском рынке может составлять от 5 тысяч долларов. Однако Макаревич подчеркнул, что белорусские автовладельцы сталкиваются с очень высокой стоимостью обслуживания люксовых авто возрастом более трех лет, снятых с гарантийного обслуживания в России.
На начало февраля база данных "Автомалиновки" включала объявления о продаже более 96 тысяч автотранспортных средств, преимущественно легковых автомобилей. Портал фиксировал снижение активности продавцов в период декабря-января, однако даже наметившаяся активизация в размещении объявлений, по мнению эксперта, не говорит об оживлении рынка.
"Автомобили стоят, народ не идет — у людей просто нет денег", — резюмировал Макаревич.