ООН, США и ЕС частично отменили режим санкций в отношении Ирана. Это произошло сразу же после доклада Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), подтвердившего выполнение иранскими властями своих обязательств по ограничению своей ядерной программы. На фоне этих новостей цена мартовских фьючерсов на нефть марки Brent опустилась ниже $28 за баррель, правда, потом вновь преодолела психологический рубеж в 30 долларов за бочку.
Уже в самое ближайшее время будет снято большинство ограничений против иранского финансового и энергетического секторов экономики. Это означает, что Иран сможет выйти на мировые рынки нефти и газа, иранские банки опять будут подключены к системе межбанковских коммуникаций SWIFT, а иранское правительство получит доступ примерно к 50 заблокированным миллиардам долларов. Правда, по-прежнему сохраняют свое действие санкции, связанные с иранской ракетной программой. Однако они уже не смогут остановить выход Ирана из международной экономической изоляции.
С учетом того, что Иран обладает четвертыми по величине в мире запасами нефти, его возвращение на мировой энергетический рынок будет оказывать самое непосредственное влияние на нефтяные котировки, усугубляя дисбаланс спроса и предложения. Сегодня ежедневное предложение нефти превышает спрос почти на 2 миллиона баррелей. Иранские власти заявили, что уже в ближайшие недели нарастят экспорт нефти до 500 тысяч баррелей в сутки, что еще больше увеличит избыток предложения на рынке и повлияет на мировые цены. Через полгода Иран собирается экспортировать уже до миллиона баррелей в сутки. Таким образом, в ближнесрочной перспективе увеличивающийся объем экспорта иранской нефти становится постоянным фактором снижения цен на "черное золото" на фоне нежелания других крупных игроков сокращать объемы собственной добычи.
При таком положении вещей сценарий в 25 долларов за баррель нефти является оптимистичным в ближнесрочной перспективе. Однако скорее всего мировые цены на нефть могут опуститься еще ниже. Судя по всему, Иран будет активно предлагать скидки и отсрочку по платежам на свою нефть, чтобы вернуть свою долю рынка, которую он потерял в результате введения санкций. Другие мировые производители нефти, прежде всего Саудовская Аравия, ожидая подобного стечения обстоятельств, также пошли на беспрецедентные скидки на свою нефть, чтобы сохранить за собой рынки сбыта, подготовившись таким образом к выходу Ирана из международной изоляции.
Апокалиптические сценарии падения цен на нефть рассматривают варианты с 10 долларами за баррель. Именно такого пессимистического прогноза придерживается британский банк Standard Chartered. Только после достижения этой отметки можно будет ожидать отскока цены вверх. В целом большинство аналитиков сходятся во мнении, что в ближайшие несколько лет цена за бочку нефти будет колебаться в пределах 20-40 долларов. Но это при условии, что на Ближнем Востоке не произойдет масштабного военного конфликта между Ираном и коалицией государств во главе с Саудовской Аравией, отношения между которыми обострились в последнее время.
Саудовская Аравия и ряд государств Ближнего Востока очень обеспокоены выходом Ирана из международной изоляции и его растущим влиянием в регионе, и по этой причине стремятся сорвать этот процесс. По оценкам издания Oilprice, цены на нефть могут взлететь до 250 долларов за баррель, если недавний дипломатический конфликт между саудитами и иранцами перерастет в "горячую" войну.
Нынешнее рекордное снижение цен на нефть связано не только с дисбалансом спроса и предложения на мировом рынке и ожиданиями относительно отмены нефтяного эмбарго против Ирана. Сюда необходимо добавить и ряд финансовых и технологических факторов: прежде всего, это укрепление доллара, но что еще важнее — революционное развитие нетрадиционной энергетики.
С учетом того, что треть доходов в структуре белорусской экономики формирует нефтепереработка, падение цен на нефть — не самая хорошая новость. Прямые потери Беларуси от снижения мировых цен на нефть по итогам 2015 года могут превысить 3,5 миллиарда долларов. Не секрет, что все индикативные показатели бюджета Беларуси на этот год рассчитаны исходя из базового сценария 50 долларов за баррель нефти и курса 62 российских рубля за доллар. К тому же исходя из этого, белорусское правительство запланировало, что в 2016 году страна получит в бюджет около 1,1 миллиарда долларов экспортных пошлин на нефтепродукты. Сегодня уже очевидно, что это сверхоптимистичный сценарий. Это означает, что белорусскому правительству необходимо готовиться и прорабатывать самые стрессовые и чрезвычайные варианты, чтобы быть готовым к самому неблагоприятному развитию ситуации.