Константин Пересветов, Sputnik.
Мать считает, что ребенка у нее забрали, потому что она не могла оплатить счет за подключение газового отопления в частном доме и… не знала, какая река в мире самая длинная.
Светлана Лопух работает в больнице для детей-инвалидов. Корреспондент Sputnik встретился с ней недалеко от ее работы, и она и рассказала свою непростую историю.
Голубой Нил и "голубое топливо"
Светлана закончила 9 классов, потом пришлось начинать работать — без особой квалификации. Предпоследнее место работы — продавщица в магазине и грузчик по совместительству. Сейчас она — уборщица в системе Минздрава. Родственников у Светланы почти не осталось. После того как она стала матерью, помощи ждать не приходилось. Зарабатывала на жизнь себе и маленькой дочери как могла. Но именно недостаток материальных средств стал первопричиной того, что у женщины забрали ребенка.
Это произошло ровно год назад. Неожиданно домой пришли сотрудники из комиссии по делам несовершеннолетних Гомельского райисполкома. Комиссия установила, что в частном доме в Ченках нет газового отопления.
"Мы испытывали тогда серьезные финансовые проблемы. В детской больнице моя зарплата составляет 2,1 миллиона рублей. А на нас еще висели старые долги по коммунальным платежам. Поэтому денег, чтобы подключить стационарную систему газового отопления, просто не было", — пояснила собеседница Sputnik.
Семья пользовались обычно привозными баллонами со сжиженным газом.
"Котел отопления можно греть и дровами, но для этого также необходимо переделывать систему. А это все — деньги…" — отметила Светлана.
Только по этой причине ребенка у нее забрали. При этом 4-летняя Вероника находилась тогда не дома, а в детском санатории в Ченках. Прямо оттуда ее увезли в детский приют. Светлана говорит, что у дочери на тот момент была путевка на почти месячное пребывание в санатории, но на это никто не обратил внимание. Через полгода Веронику передали в детский дом семейного типа в деревню Терюха.
Когда девочку увозили, она просто билась в рыданиях. Мать утверждает, что первое время в органах опеки ей даже не сообщали номер телефона, по которому она могла бы связаться со своей дочкой в частном детском доме. По словам Светланы, в ответ на эту ее просьбу ей кто-то даже пригрозил направлением в психиатрическую лечебницу. Но сейчас ей разрешают видеться с дочкой в установленном законом порядке.
Но с психиатрами женщине все равно пришлось столкнуться. Органы опеки назначили ей соответствующую экспертизу. Светлана уточнила, что ранее никаких проблем с психиатрией у нее не было.
"На комиссии в психиатрической больнице мне задавали самые неожиданные вопросы. Например, просили рассказать о промышленности Германии, назвать моря, омывающие Грецию, а также самую длинную реку в мире. От волнения я просто растерялась", — вспоминает она свой опыт общения с экспертами.
Корреспондент Sputnik попытался сам ответить на эти вопросы: историк по образованию с греческими морями вроде ничего не перепутал, не уверен, правильным ли был ответ по динамике германской индустрии, но с "длинной рекой" ошибся, назвав Амазонку. Светлана поправляет: "Мне там сказали, что самая протяженная река в мире — это Нил. Но скажите — к чему все это?"
Кстати говоря, с последним вопросом даже Гугл не в помощь — разные интернет-источники дают различные заключения о длине рек, в зависимости от того, откуда считать истоки, притоки и так далее.
Но для матери Вероники заключение психиатрической комиссии было однозначным и отрицательным. На днях женщине вновь пришла повестка — в начале февраля ее ожидает новая экспертиза.
Что же в этом случае стало причиной лишения ребенка — отсутствие в доме "голубого топлива" или слабые познания о голубом Ниле?
Уборщица детской больницы Светлана Лопух, конечно, простая женщина. Но выглядит вполне адекватным человеком. Хотя немного напуганным и сильно угнетенным всем происшедшим. И действительно ли теперь коэффициент IQ служит критерием при сохранении родительских прав? А если проблема была только в нескольких миллионах белорусских рублей, которые надо заплатить за подключение газового отопления для маленькой Вероники, то не могли здесь прийти на помощь социальные службы? Тем более действующим законодательством это, кажется, предусмотрено?
На весах ювенальной юстиции
Заведующая сектором охраны прав детей отдела образования, спорта и туризма Гомельского райисполкома Елена Ермоленко не отрицает, что данный случай имел место.
"Да, осмотровой комиссией по месту проживания гражданки Лопух Светланы и ее малолетней дочки было выявлено отсутствие отопления. В связи с этим ребенок был признан оставшимся без попечения родителей", — рассказала она.
Поэтому, по словам чиновницы, комиссия по делам несовершеннолетних Гомельского райисполкома, в соответствии с декретом президента РБ №18, приняла тогда решение передать ребенка на государственное попечение.
Она уточнила, что врачебная комиссия в психиатрической больнице назначается не во всех случаях, но согласно декрету №18 — это обязательная процедура для родителей, дети у которых были взяты комиссией по делам несовершеннолетних. Представительница райисполкома пояснила: психиатры свое заключение не расшифровывают, даже в сектор охраны прав детей присылают справку только с перечислением статей. Но заведующая сектором говорит, что вопросы врачи задают несложные, например: чем самолет отличается от птицы?
"Если эта женщина (Светлана Лопух — Sputnik) успешно пройдет очередную комиссию и ликвидирует свои недостатки по жилищным условиям, мы с удовольствием вернем ей ребенка. Поверьте, в нашем отделе все заинтересованы в том, чтобы как можно больше детей возвращалось и воспитывалось в семьях", — констатировала Елена Ермоленко.
Иногда, по ее словам, людям достаточно бывает просто повысить свой образовательный уровень, чтобы пройти врачебную комиссию и вернуть детей.
Ждать ли помощи от социальных служб
Источник в медицинском учреждении сообщил Sputnik Беларусь, что обычно причиной лишения либо ограничения родительских прав может служить умственная отсталость в тяжелой степени, некоторые виды декомпенсированной шизофрении и другие психические патологии, влекущие за собой поведенческие расстройства, а также алкоголизм и наркомания. При этом, как правило, женщины с шизофренией, если течение заболевания контролируется медикаментозными средствами, материнских прав не лишаются.
Возможным поводом к подобному ужесточению отношения со стороны органов опеки и медучреждений мог послужить случай, имевший место около года назад. Тогда в одном из районов Гомеля у неработающей женщины, страдающей алкоголизмом и ведущей полностью асоциальный образ жизни, погиб ребенок. В результате этого были уволены со своих должностей несколько медицинских работников.
Органы опеки Гомельского райисполкома тоже можно понять: в случае, если бы с маленькой Вероникой что-либо случилось в замерзшем доме, праведное негодование граждан и вышестоящего начальства было бы направлено против них.
В центре социального обслуживания населения Новобелицкого района Гомеля Sputnik сообщили, что в тяжелой материальной ситуации мать-одиночка имеет право обратиться с просьбой об оказании адресной социальной помощи. В том числе и в случае с невозможностью оплатить подключение газового отопления. Светлана должна была бы предоставить предписание из "Гомельоблгаза", справку с работы о доходах и другие необходимые документы. После того как специалисты центра соцобслуживания передали бы их в комиссию по оказанию адресной социальной помощи, которая в свою очередь рассмотрела бы их и вынесла соответствующее решение.
Возможно, помочь Светлане подключить отопление для своей дочки мог бы и столь популярный сейчас благотворительный сбор средств.
Шанс вернуть дочку домой у Светланы все же есть. В случае, если органы опеки признают, что для жизни ребенка созданы соответствующие условия, они могут восстановить мать в правах. Но газ и тепло уже не главное, сейчас женщине прежде всего необходимо пройти комиссию у психиатров.
…Горькая ирония: корреспондент Sputnik уезжал из курортного гомельского пригорода Ченки, где работает и живет Светлана Лопух, по улице имени Зайцева. Иван Зайцев родился в Ченках в крестьянской семье, учился в ремесленном училище — ПТУ №56. В апреле 1945 года при штурме Зееловских высот 18-летний сержант Зайцев закрыл собой амбразуру немецкого дзота.
Герой Советского Союза Иван Зайцев — родной дед Светланы и прадедушка Вероники.
"Все награды дедушки мы отдали в гомельский музей…" — рассказала Sputnik внучка героя.