Евгений Казарцев, Sputnik.
Белорусский рубль продолжает ослабевать к доллару и евро: с начала торгов в четверг доллар подорожал уже на 1100 рублей, евро — сразу 1390. Корреспондент Sputnik прошелся по столичным обменным пунктам и лично убедился: ажиотажа у банков нет, а белорусы относятся к росту курса философски.
"Наверное, к курсу российского приравняют"
Для чистоты эксперимента сначала мы направились в обменные пункты одного из спальных районов столицы — Зеленого Луга. С утра у коммерческих банков здесь пусто, только на улице Якуба Коласа доллары покупал мужчина.
"Я за курсом не слежу, мне просто нужны они. И извините, я спешу", — сказал он, отходя от кассы.
Интересуюсь у девушки-кассира о том, есть ли ажиотаж и как дела с валютой. Она рассказывает, что все спокойно и наличная валюта в кассе есть — ничего экстраординарного. "Кто захочет — спокойно купит", — сказала девушка.
Ближе к центру города, в обменном пункте у ЦУМа также спокойно. За десять минут к окошку подошел только один человек: мужчина средних лет долго изучал листик с актуальными курсами валют, но потом, видимо, решил ничего не покупать.
"Я просто смотрю, что там с курсом. На самом деле мне просто продать нужно доллары, так не знаю, когда лучше: сегодня или завтра", — сказал мужчина, представившийся Павлом.
У него есть и свое видение причин ослабления белорусского рубля.
"Мне вот кажется, что они специально к лету сделают так, чтобы у нас был курс как в России, а потом нули просто уберут своей деноминацией, и у нас будет одинаковая валюта с соседями", — высказал свое мнение собеседник Sputnik и отправился по своим делам.
Кассир обменного пункта около ЦУМа на вопрос о том, есть ли какой-то повышенный интерес белорусов к покупке валюты, ответила отрицательно. Она призналась: читала в интернете об ажиотаже, однако сама этого не видела.
"Возможно, в других банках и есть, где курсы другие. Или еще от чего-то это зависит, я не знаю. Но пока что у нас все спокойно", — рассказала она.
"Я и не слежу, уже привыкла"
В обменных пунктах на проспекте Независимости или вообще никого, или по одному человеку. Разговаривать о своих планах на покупку валюты люди не хотят, отмахиваются: "Вы же и сами все понимаете".
Согласилась поделиться мнением пожилая женщина, выходившая из одного коммерческого банка.
"Я с пониманием отношусь к росту курсов. Ведь, посмотрите, нефть падает, а за ней — и российский рубль. Ну и мы вслед тоже", — констатировала собеседница Sputnik.
Действительно, курс национальной валюты следует за курсом российского рубля: в среду и четверг торги на Московской бирже бьют все рекорды. Но, по словам женщины, ослабление "зайчика" связано не только со стоимостью нефти и привязанностью к российской экономике.
"Да и посмотрите, у нас "лежат" все крупные предприятия — со своей экономикой тоже много проблем", — резюмировала она.
Несколько человек стояли в очереди в расположенный в ГУМе обменник, но здесь всегда так: белорусы меняют валюту для того, чтобы купить что-то в универмаге.
Банки на проспекте Победителей также пустуют, а редкие посетители на вопросы корреспондента Sputnik отвечают просто: "Давно мы уже к этому привыкли, даже не следим".
"Другие ценности нужны! Вот у меня приоритеты совсем не такие. Я и новости не читаю, телевизор не смотрю, а об этих курсах ничего и не знаю", — заявила девушка, представившаяся Еленой.
Последняя точка нашего пути — небольшой обменный пункт в одной из столичных гостиниц в центре. Однако тут не было ни людей, ни даже актуальных курсов валют. Сотрудница банка стояла и при помощи пульта управления настраивала новые курсы.
Кстати, при резких колебаниях на бирже банки имеют право не придерживаться рекомендации Нацбанка по двухпроцентному курсовому коридору. Большинство банков так сегодня и сделали: если в 9-10 утра (то есть до начала торгов) курс доллара в обменниках не превышал 20800 рублей, то ближе к 11:00 в большинстве достигал 22 тысяч рублей. А кое-где и превышал.
Но белорусы, кажется, и вправду относятся к этому уже философски: какая разница, в какой валюте денег нет.