Виталий Чуясов, Sputnik.
Белорусско-российские переговоры по ситуации вокруг транзита грузов с территории Украины через Беларусь и Россию в направлении Казахстана намечено на 27 января, сообщили Sputnik в Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков.
Новый порядок перевозок с украинской территории для казахстанских грузополучателей только через Беларусь с последующим въездом в Россию через Смоленск введен с 1 января, чтобы исключить "под вывеской транзита" поставки украинских товаров для потребления в РФ.
По данным Sputnik, в начале года наблюдались единичные случаи отправки украинских грузов по новому маршруту. Причем экспедиторские компании столкнулись с определенными трудностями в реализации новой логистической схемы.
Пять дней в ожидании конвоя
Как пояснил замдиректора Союза автомобильных перевозчиков Республики Казахстан Виталий Поплавский, белорусские таможенные органы проводят оформление въезжающих из Украины машин, открывают процедуру TIR (систему гарантий уплаты таможенных платежей в случае недоставки товара по месту назначения — Sputnik).
В момент телефонной беседы с корреспондентом Sputnik он отслеживал фуру, которая шла по новому маршруту. По данным Поплавского, водитель машины провел в Смоленске пять дней в ожидании досмотра и формировании колоны для движения в сопровождении конвоя.
Эксперт подчеркнул, что несмотря ни на какие формы обеспечения — будь то TIR или другие гарантии — российские таможенные власти помещают грузы из Украины в Казахстан под дополнительную меру обеспечения в виде сопровождения.
"Причем под конвой ставят любые грузы, а не только те, которые не покрываются СARNETом (книжка в системе TIR — Sputnik) или, например, такие, как спиртное, когда есть повышенный риск кражи по пути следования", — в свою очередь сообщила Sputnik директор Ассоциации международных экспедиторов и логистики Елена Ильина.
Она обратила внимание, что конвоирование всех грузов из Украины в Казахстан ведет к неоправданному росту затрат. Также, по словам эксперта, у представителей российской транспортной инспекции пока нет единого понимания, какие сопроводительные документы должны быть у перевозчиков для транзита через территорию РФ на Казахстан без препятствий.
Не оптимально
В Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков Sputnik сообщили, что пока не могут добиться от российской стороны исчерпывающей информации о дополнительных расходах и процедурах по новому порядку транзита. Эти вопросы представители БАМАП рассчитывают урегулировать к концу января после переговоров с российскими коллегами. При этом по оценкам ассоциации, для белорусских перевозчиков указанный маршрут (через Смоленск — Sputnik) транзита украинских грузов не является самым выгодным и оптимальным с точки зрения фрахтовых ставок.
По данным представителя казахстанских перевозчиков, дополнительные финансовые затраты на новый маршрут по отслеживаемой фуре составили 37 тысяч российских рублей. Из них 10 тысяч пришлось на оплату услуг таможенного склада временного хранения и 27 тысяч — на оплату сопровождения.
Пломбы будут дешевле конвоя?
Эксперты Sputnik не смогли дать прогноз, насколько увеличатся затраты на транзит Украина-Беларусь- Россия- Казахстан после ввода в действие пломбировки грузов на основе ГЛОНАСС. По данным открытых источников, контейнерные пломбы российской спутниковой системы навигации стоят от 300 долларов за единицу. Представители перевозчиков и экспедиторов данные о цене подтвердить не смогли.
При этом Виталий Поплавский считает, что при соразмерной стоимости использование пломб будет удобным, поскольку в этом случае не потребуется длительного ожидания для формирования колоны конвоя из единичных фур.
Информация о стоимости и других параметрах пломб ГЛОНАСС для украинских грузов должна появиться позднее, поскольку, по данным российского Федерального портала проектов нормативных правовых актов, антикоррупционная экспертиза проекта правительственного постановления по требованиям к пломбам закончилась только 17 января.
Sputnik будет следить за развитием ситуации.