Артем Кирьянов, Sputnik.
Новогодний обряд "Коники" — локальная традиция жителей Давид-Городка в Столинском районе. Ежегодно в ночь с 13 на 14 января они переодеваются в сказочных персонажей и переходят от дома к дому, поздравляя соседей и останавливая машины на своем пути. С компанией коренных городчуков и "коником" во главе корреспондент Sputnik в костюме клоуна отправился "бегать" по домам местных жителей.
"Развлечься надо, молодые хлопцы ж!"
Директор местного народного музея Николай Брезинский рассказывает, что "Коники" появились в Давид-Городке ровно сто лет назад. В старых документах ему удалось найти сведения, как в 1916 году в местечке стоял казацкий эскадрон.
В здании, где теперь находится музей, в годы Первой Мировой был госпиталь. И казаки как могли веселили раненых бойцов. "Они лошадей накормят-напоят, а что дальше делать? Развлечься надо, молодые хлопцы ж!" — говорит Брезинский.
Именно тогда, тринадцатого января, один из казаков впервые появился в Давид-Городке в образе коня, сделанного из шинели, и в светлое время суток прошелся по местечку. Директор музея предполагает, что так солдат мог воспроизвести традицию его родной станицы.
"Это сейчас телевидение, радио и прочее. А тогда весь Городок сбежался: во, диво, скандал! И, ясное дело, городчукам конь понравился. Они символом избрали коня. Один сделал на следующий год, другой сделал, и так оно пошло", — объясняет Брезинский.
Правда, нынешним видом "Коников" директор музея не слишком доволен. По его словам, раньше коней было всего три-четыре на весь Городок. Девушкам и парням пели разные песни, при этом не сокращая их.
"Я просил на заседании: давайте сделаем одного или два коня, какие они были. Со Смертью, Бабой Ягой, Дедом и Бараном. И песни будем петь "от а до я". Потому что так, как сейчас, раньше никто не ходил", — жалуется руководитель музея.
"Мои родители бегали и сегодня побегут"
В канун "Коников" в Давид-Городке по традиции короткий рабочий день. К обеду и без того немноголюдные улицы 7-тысячного местечка остаются практически пустыми.
Супруги Сергей и Ирина Крох в это время уже накрывают праздничный стол. Это традиция всех коренных городчуков — собираться с друзьями и родными накануне праздника.
"Присаживайтесь, потому что скоро будем одеваться", — зовет гостей Ирина и замечает, что сегодня угощение скромное. К трем часам у огромного стола собирается больше десятка человек.
Друзья семьи Крох разного возраста и профессий. Здесь и ветврач, и двое учителей, и фермер, электрик и даже милиционер. Сегодня вечером все они будут "бегать" по соседним улицам. Это значит, водить того самого "коника" и петь праздничные песни соседям.
"Потом будем останавливать машины! Это самая веселая часть Коников. В полдесятого-десять начинают съезжаться люди из других деревень и городов. И вот в это время самый класс, когда можно остановить даже ГАИ, и нам за это ничего не будет. Это наш день!" — смеется Наталья.
У каждого уважающего себя городчука за плечами не одни "Коники". Фермер Виктор Бесан, например, "бегает" с детского сада. Без родителей он водит "коника" с третьего класса по сей день.
"Мои деды бегали, мои родители бегали и сегодня побегут. Для нас это праздник. Пять тысяч нам дадут или пятьдесят, бутылку водки или две — неважно. Для нас главное, как нас встретят, какими глазами будут смотреть, что пожелают", — говорит Виктор.
Городчук добавляет, что не всегда "Коники" заканчиваются весело. В прошлом году у его группы из-под носа украли аккордеон. Он стоял буквально в пяти метрах от компании, но инструмент это не спасло.
Сегодня вечером группа планирует обойти не меньше десяти домов. Соседи за месяц звонили Виктору с просьбой прийти и поздравить их. Чтобы показать обряд, многие специально привезли из соседних деревень и городов своих детей. Дома ничего подобного они не увидят.
"Все, давайте, поднимайтесь, и пойдем собираться", — говорит Ирина, и гости отправляются в соседние комнаты за своими костюмами.
"Надо, чтобы прадеды встали и сказали, сколько там столбиков"
Пока девушки примеряют наряды, парни репетируют главную песню "Коников". Виктор берет баян, Николай Сухопар и Александр Савич — барабаны. В репетиции что-то идет не так.
Николай просит играть "не как вальс, а быстренько". Виктор пытается ускорить темп, но жалуется, что "давится на третьем столбике". Наконец "Там стояла сосна" получается как следует.
"Почему "Там стояла сосна"? В то время елки у нас росли слабо. На Новый год ставили сосну. И песня была придумана для сосны. Ее местные придумали. Но я не знаю кто", — говорит о главной песне "Коников" фермер.
Он признается, что сам не знает, сколько на самом деле куплетов в песне. Обычно компания молодых городчуков поет только семь. "Может быть, их и двадцать там. Но это, наверное, надо, чтобы наши прадеды встали и сказали, сколько там столбиков", — шутит Виктор.
Конь залетает в дом первым
Крохи и друзья выходят на улицы Давид-Городка в образах девочки Маши из известного мультфильма, Пиковой дамы, Викинга, Мушкетера, Снегурочки, Моряка и Красной шапочки. Капитан Джек Воробей играет на баяне, Попандопуло из "Свадьбы в Малиновке" и Дед Мороз бьют в барабаны.
Ирина Крох рассказывает, что за последние десять лет наряды сильно изменились и, по ее мнению, стали лучше. "Если раньше были только Смерть, Баба Яга или Черт, то теперь они современнее. Персонажей мы собираем из фильмов, которые сейчас актуальны. А костюмы стараемся шить своими руками", — говорит городчанка.
Главным персонажем обряда остается Конь. Именно он первым залетает в дом и начинает там кружить. Куклу длиной примерно в два метра по обычаю несет на себе Сергей Крох. Сверху он надевает солдатскую шинель — в память об основателе обряда.
Пока компания идет к первому дому, городчук объясняет, что его кукла сделана традиционным способом. Это две плетеные корзины, соединенные деревянными палками и накрытые белой тканью. Раньше голову коню делали из валенка — теперь в ткань просто забивают мягкий материал и придают ему форму.
Вся конструкция удерживается на плечах при помощи двух толстых кожаных лямок. Так как конь катает на себе детей, они сильно натирают плечи. Ирина Крох вспоминает, что в прошлом году следы от них на коже супруга проходили почти месяц.
"Позавчера мы всю ночь обшивали коня. Обычно мы его не переделываем, но в том году из-за слякоти он сильно вымазался. И у детей ножки были грязненькие", — замечает Ирина.
"Чаще всего дают деньги"
Конь в исполнении Сергея действительно залетает в дома первым. В некоторые двери и калитки он просто не пролазит: кукла шире проема. Ребята помогают ему втиснуться, и у входа начинает звучать "Там стояла сосна".
За несколько часов лишь одна семья отказывается принять группу городчуков. В окне видно, как хозяйка демонстративно задергивает шторы. Остальные гостеприимно распахивают двери, усаживают на "коника" детей и зовут угоститься. Огромные праздничные столы в этот вечер накрыты в каждом доме.
"У нас есть маршрут по кругу. Но мы заходим и туда, где просто горят окна. Чаще всего дают деньги, кто-то угощает выпивкой, дает закусить. Но это не главное. Главное — это праздник", — в темноте компания Виктора переходит от дома к дому, и на улицах становится все больше "коников".
К девяти вечера весь Давид-Городок гремит баянами и барабанами. Группы переодетых городчуков ходят прямо по дорогам. От очередной группы не ускользает ни одна машина. В темноте Смерти, рыцари, Микки Маусы и "коники" останавливают автомобили через каждые сто метров. Водители не могут уехать, пока не откупаются.
Парад "коников" и дискотека
На площади Давида в это время уже собираются городчуки. Когда группы местных жителей обходят дома, "коники" проходят парадом из нескольких сотен человек по центру местечка. В программе праздника выступления до часа ночи. Молодежь приглашают веселиться на дискотеке до четырех утра.
"Завтра можно будет прийти на работу попозже. Почти все организации специально разрешают, потому что весь город веселится", — говорит городчанка Нина Савич.
В Давид-Городке надеются, что в течение года обряд "Коники" занесут в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Директор Столинской районной клубной системы Елена Дубойская объясняет, что остается только снять фильм.
"Мы зафиксировали песни, которые поются. Написали описание, как это все делается. Сейчас главная задача — сделать фильм. И обосновать, почему обряд является историко-культурной ценностью. В течение года, надеемся, все получится. И подадим заявку в ЮНЕСКО через министерство культуры", — заканчивает она.