Юрий Глушаков, Sputnik.
Индивидуальные предприниматели Гомеля готовы уволить всех наемных работников и приехать на автобусах в Минск, чтобы протестовать против норм президентского указа №222.
Глава государства в четверг призвал представителей малого бизнеса не устраивать "козни" вокруг необходимости иметь сертификаты качества на всю реализуемую продукцию легпрома. В ответ на Центральном рынке Гомеля прошел стихийный митинг.
Корреспондент Sputnik убедился, что градус социального напряжения в регионе повысился.
Конец рыночной эпохи
Центральный рынок Гомеля, как и большинство других торговых площадок областного центра, по-прежнему полупустой. "Вещевые" ряды не работают, только возле самого входа появилось с полдесятка продавцов. На контакт они идут неохотно, хмуро бросают: "Мы торгуем белорусским, у нас все бумаги в порядке. Никаких проблем…"
На втором этаже в торговом центре "Секрет" большинство роллетов опущено. Но некоторые "точки" работают. Индивидуальный предприниматель Светлана торгует обувью из Польши уже несколько лет, через польскую фирму-посредника, открывшую представительство в РБ. Однако, по ее словам, в последнее время из-за скачка валютных курсов дела идут совсем плохо — спрос населения падает, а расходы на оформление всех необходимых документов растут.
"Теперь каждая пара обуви подорожает на 30-35%", — поделилась своим прогнозом с корреспондентом Sputnik предпринимательница.
Указ №222 осложнил жизнь не только "ипэшникам", но и покупателям. "Это просто сумасшедший дом какой-то — второй день хожу, хочу новую куртку приобрести — и нигде ничего не работает", — рассказал один из посетителей рынка, представившийся Александром.
Он подчеркнул, что теперь поиск самого обыденного товара становится проблемой, многие даже задействуют для этого социальные сети. Люди в соцсетях обмениваются информацией, где что работает и где можно купить ту или иную необходимую вещь.
"Нас специально провоцируют на площадь…"
Около полудня на втором этаже ТЦ "Секрет" начинают собираться предприниматели, которые с нового года не вышли на свои рабочие места. Администрация торгового центра пообещала неработающим ИП освободить их от арендной платы за январь. Один за другим появляются мелкие собственники с выданными им листами об "освобождении" в руках. Кто-то говорит: "Ура, всю плату сняли…" Но при более внимательном прочтении документа выясняется — не всю. Вынужденно неработающим арендаторам все равно придется платить 10-12 евро за квадратный метр. Раньше, правда, площадь в "Секрете" обходилась в пять раз дороже.
В это время с экрана мобильного телефона зачитали высказывание президента РБ о том, что "медовы годы" для индивидуальных предпринимателей уже закончились. И начался стихийный митинг, участие в котором приняли около пятидесяти человек. Они наперебой вспоминали факты многочисленных проверок и штрафов. Прозвучал призыв организованно ехать в Минск, начинать уличные акции протеста, который не нашел массовой поддержки. "Нас специально провоцируют на площадь", — отметила одна из участниц стихийного митинга.
ИП считают, что их "зажимают" в интересах крупного бизнеса. Предприниматели рассказали, что изъятый в ходе проверок у них товар также, без сертификации, продается затем в магазинах "конфиската". Вспомнили о том, что в больших сетевых магазинах также много нарушений, но их владельцы и администрация легко "решают вопросы".
Ждать нельзя уволить
Определившись с тем, кто виноват, участники стихийного митинга задались и вторым риторическим вопросом: "Что делать?".
Одни из присутствующих говорили, что надо набраться терпения и подождать. Другие убеждены, что ждать обещания властей рассмотреть ситуацию к концу месяца не стоит и все надо решить сейчас. Высказывалось мнение, что самым серьезным средством протеста может быть подача заявления на ликвидацию ИП. При этом ИП считают необходимым указывать, что бизнес является семейным и его закрытие приведет к потере средств существования для всех членов семьи.
Собрание гомельских индивидуальных предпринимателей закончилось обсуждением технических вопросов — как правильно оформлять отпуска своим наемным работникам, работы для которых пока нет.