Андрей Диченко, Sputnik.
Наборы посуды из Ирана, именные ложки и, конечно же, вязаные руками заботливых бабушек шерстяные носки. Кажется, что сегодня уже немыслимо представить подземный переход без торговли. И даже несмотря на милицейские облавы, морозы и сквозняки — переходы не опустеют. Sputnik решил пройтись по наиболее крупным подземным коммуникациям белорусской столицы и узнать, какие рождественские подарки там можно обнаружить.
Самому младшему продавцу — шесть лет
Торговля в подземных переходах чем-то напоминает стратегию крупных торговых центров. И первые, и вторые нуждаются в больших пространствах и стараются раскинуться там, где будет высокая проходимость. Самый проходной и бесспорно большой подземный переход, наполненный харизматичными торговцами, пролегает под площадью Якуба Коласа. За свое местечко возле выхода из метро конкурируют сразу несколько ремесленников и перекупов, а все потому, что площадь буквально окружена просторными объектами торговли. Люди собираются посетить торговый центр, выходят из подземки, а тут перед ними множество продавцов, готовых предложить всякую всячину. Невольно обратишь внимание. Тем более, есть из чего выбирать.
Наше внимание привлекла женщина восточной внешности, которая торговала наборами яркой праздничной посуды.
"Этот набор у нас привезен из Ирана, стоит двести тысяч", — рассказала Sputnik продавщица. На вопрос корреспондента "Вы сами из тех краев?" она ответила, что родилась и выросла в Беларуси.
Рядом с ней с ноги на ногу переминается продавец именных ложек.
"Берите ложки, стоят всего 50 тысяч. Сделаны из стали. У меня тут у единственного прошлогодние цены", — рекламирует свою продукцию дедушка.
Помимо него здесь продают вязаные носки и рукавички бабушки (от 50 тысяч за пару), плетеные корзинки (от ста тысяч) и банные веники (дубовый 30 тысяч, березовый — 25 тысяч). Самому маленькому продавцу всего шесть лет. Его зовут Анвар и в его ассортименте бенгальские огни за пять тысяч рублей и всякая новогодняя копеечная утварь.
"В день удается продать где-то двадцать наборов бенгальских огней и парочку статуэток. В общем, тут все хорошо, только очень холодно", — рядом с юным продавцом находится его мама, которая торгует тканями. На вопрос о том, учится ли он в школе, мальчик лишь отмахивается.
Чуть поодаль — импровизированный стенд с сумками и зонтами, комплекты постельного белья и дешевая китайская бижутерия. Впрочем, несмотря на сомнительное качество всего этого товара, возле него то и дело задерживаются люди. А значит — спрос есть.
"Если грянет милиция, то расходимся"
В канун праздников милиционеров в переходах не видно, если только не считать тех, которые дежурят в метро. Но им до уличной торговли дела нет. Интересуемся, как обстоит дело со стражами порядка.
"Бывают и приходят. Штрафуют даже кого-то. Если один из нас видит, что подоспела милиция, то все сразу собираемся, через пару часов обратно возвращаемся. А что делать? Тут как лотерея, кому-то повезет, а кого-то оштрафуют", — разоткровенничалась пенсионерка, в продаже у которой мягкие игрушки.
По ее словам, не трогают только бабушек, которые приторговывают закатками домашнего производства. Но таких в переходе, прилегающем к площади Якуба Коласа, не наблюдается.
На станции "Пушкинская" продают литературу
Обойдя с десяток подземных переходов близ станций метро, можно сделать вывод, что торговля сосредоточена в несколько центральных, удаленных на пару остановок от пересечения Московской и Автозаводской линий метро. Переходы близ подземных артерий, ведущих в спальники, практически пустуют, и артефактов там почти нет. К примеру, на Пушкинской мы нашли бабушку, которая торговала цветами и подержанными книгами. Печатная продукция лежала стопкой и в основном была представлена детективной продукцией в мягком переплете. Цена за каждую книгу — 15 тысяч белорусских рублей. Набор цветов же можно взять за 50 тысяч. Бабушка рассказывает, что берет цветы на складе, а потом едет сюда. А вот летом она будет делать авторские букеты из полевых цветов, поэтому есть смысл подойти сюда в теплый сезон.
Также пустует некогда шумный переход на станции метро "Институт культуры", хотя место здесь проходное из-за постоянно курсирующих пригородных поездов. Продавцы официальных торговых точек говорят, что все барахольщики покинули переход и сейчас находятся на поверхности. И правда: стоит подняться и можно приобрести отличный продуктовый набор к новогоднему столу.
"Вот трехлитровая банка огурцов, стоит 45 тысяч. А вот и грибы — тут замаринованы только боровики. Отдам за 115 тысяч. Остальные соления по 25 тысяч", — рассказал Sputnik о своей продукции бодрый усатый дедушка. Тут же у его конкурентов можно купить тыкву, различные соленья по авторскому рецепту и мягкие игрушки с носками. Кажется, последние присутствуют абсолютно везде.
Домашний творог, клюква и выращенная на балконе зелень
Еще одна удобная для торговцев локация — конечные станции линий метро. "Могилевская", "Малиновка", "Каменная горка" и "Уручье". "Малиновка" пока что пустует. Тут наверняка сказывается пенсионная закалка и уверенность, что конечной является все же "Институт культуры", а новые станции пока не в счет.
"Уручье" хоть и обладает приличной подземной сетью, но там всю нишу заняли официальные торговые точки. "Могилевская" и "Каменная горка" кустарной продукцией богаты, однако точно так же, как и на "Кульке", она вынесена перед входом в переходы подземки.
"А смысл мне в переход спускаться? Тут и народу больше, и гоняют меньше", — поделилась своими соображениями бабушка, которая торгует самой настоящей зеленью. Она рассказала, что вырастила петрушку у себя дома. Один пучок продается у нее за 25 тысяч.
Но настоящее удивление вызвал прилавок, где прямо из ведра на развес продается домашний творог.
"Основная точка у нас на Комаровке, а сюда заезжаем время от времени", — рассказала продавщица. Килограмм такого творога стоит у нее 45 тысяч.
Рядом с ней женщины продают клюкву ведрами. Три литра осенней ягоды также стоят 45 тысяч. Еще один мужчина принес с собой несколько банок с засоленной домашним способом сельдью. Цена колеблется от 25 до 75 тысяч и зависит от веса.
Символично, что невидимая рука рынка вытворяет странные вещи: несмотря на удаленность Каменной Горки от центра, продукты домашнего производства здесь стоят на 15-20 тысяч дороже. Впрочем, разнообразием они не отличаются. И тут и там пенсионеры продают закатки, а редкие держатели импровизированного торгового места закупают хурму и мандарины и отпускают в продажу уже со своей накруткой.