Елена Ольшанская, Sputnik.
Если спросить у среднестатистического белоруса, какими социальными экспериментами государства над гражданами запомнился ему уходящий год, ответ будет один: введение так называемого "налога на тунеядцев".
Кроме декрета президента №3 "О предупреждении социального иждивенчества" еще есть что вспомнить. Однако обо всем по порядку.
"Ездят на лексусах и не платят ни копейки в бюджет"
В начале апреля президент Беларуси подписал декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества", согласно которому все граждане страны и постоянно проживающие в ней иностранцы признаются плательщиками социального сбора в размере 20 базовых величин, если более 183 дней в году они не участвовали в финансировании государственных расходов. В декрете были обозначены категории граждан, на которых нормы декрета не распространяются.
Сразу же после выхода документ подвергся достаточно жесткой общественной критике: отмечалось, что перечень тех, кого нормы декрета не коснутся, недостаточно проработан. Например, что делать домохозяйкам, у которых мужья зарабатывают достаточно и платят налоги, чтобы позволить женам сидеть дома и заниматься хозяйством и воспитанием детей. Таких вопросов было множество, и власти пообещали до конца года доработать декрет и внести в него поправки. В начале декабря представители Минтруда сообщили, что обновленный вариант документа уже внесен на рассмотрение главы государства.
С 1 августа первые белорусские "тунеядцы" уже начали получать уведомления от МНС о том, что им необходимо уплатить соцсбор. В то же время уже в августе появились те, кто решил добровольно признать себя не участвующим в финансировании госрасходов: за "явку с повинной" полагается льгота в размере 10%.
Между тем, многие граждане, которые официально нигде не работают, решили пойти иным путем и зарегистрироваться в качестве безработного. Поэтому в сентябре страна впервые за многие годы столкнулась с ростом официальной безработицы.
Пока МНС ведет плановую работу с "тунеядцами", остальные ведомства не остаются в стороне от решения главной государственной социальной задачи. Уже известно, что "тунеядцам" будут отказывать в государственном пособии на погребение. Правительство довело до облисполкомов задание найти применение тем гражданам, которые откажутся платить соцсбор и будут повергнуты административному аресту и принуждены к общественным работам. Кстати, работать более 8 часов в день "тунеядцы" не могут, им также положен часовой перерыв на обед.
Еще до принятия декрета Лукашенко клеймил "тунеядцев", отмечая, что они "ездят на лексусах и при этом не платят в бюджет ни копейки", пользуясь при этом всеми социальными благами государства. По подсчетам президента, таких людей в стране насчитывается 400-500 тысяч.
Однако на конец года добровольно признались налоговым органам в том, что не имеют официальных доходов, не более 300 граждан. Очевидно, что основную массу этих людей налоговые органы найдут и призовут исполнить гражданский долг принудительно.
Подсчитать не только доходы, но и расходы
Налоговые органы в 2015 году пошли по "инновационному пути" выявления граждан, которые живут не по средствам: начали подсчитывать не только доходы, но и расходы граждан. И если обнаруживалась приличная разница, спрашивали гражданина, на какие средства он совершает дорогие покупки.
По данным МНС на конец года, налоговые органы располагали сведениями о том, что граждане приобретают валюту, недвижимость, автомобили, делают другие дорогие покупки, не имея официальных доходов.
В результате к ответу были призваны более 30 тысяч не в меру расточительных белорусов, которым пришлось заплатить суммарно более 40 миллиардов рублей налогов — это почти в четыре раза больше, чем в 2014 году.
Вообще тема того, что нужно жить по средствам, поднималась властями неоднократно и по разным поводам. Для кризисного года это вполне закономерно, хотя, например, во время кризиса 2011 года государство столь пристально в карманы и кошельки граждан не заглядывало. В этом году налоговые органы озаботились доходами граждан, берущих в долг у знакомых, невестами, получающими дорогие подарки от женихов, стали более внимательно отслеживать тех, кто нелегально сдает жилье. Вклады и личные счета граждан перестали быть банковской тайной: теперь налоговые органы могут получить эти сведения по своему запросу. "Коллекционеры" элитного алкоголя тоже попадали в поле зрения фискальных служб.
Повышение пенсионного возраста неизбежно
Однако, справедливости ради, стоит вспомнить, что в уходящем году власти радовали население не только этим. В 2015 году государство впервые громко — не на уровне экспертных оценок, а на уровне готовящихся решений — заговорило о необходимости повышения пенсионного возраста.
Требование повысить пенсионный возраст — одно из основных, которые выдвигает МВФ для начала новой программы с Беларусью, которая может быть поддержана кредитом фонда на три миллиарда долларов. А экономика страны сегодня как никогда нуждается во внешних займах, тем более что остальные перспективы выглядят более чем туманно.
Ранее президент Беларуси заявлял, что в стране пойдут на повышение пенсионного возраста только при согласии граждан. Однако как именно будут выяснять, все ли граждане согласны, власти пока не понимают. Минтруда и соцзащиты намеренно устранилось от общественной дискуссии по этому вопросу, чтобы не давить своим авторитетом на граждан.
Между тем, сегодня в стране насчитывается порядка 2,5 миллионов пенсионеров. При этом женщины уходят на пенсию в 55 лет, но так как их средняя продолжительность жизни дольше, то платит им государство пенсию примерно на 20 лет дольше, чем мужчинам. Поэтому одно из предложений заключается в том, чтобы сделать время выхода на пенсию равным и для женщин, и для мужчин.
О накопительной системе пенсий Минтруда пока не задумывается: и собственные экономические реалии, и опыт соседней России показывают, что к этому Беларусь пока не готова. Впрочем, идея расширения возможностей добровольного пенсионного страхования обсуждается достаточно активно.
Частная медицина и больничные
В то же время государство по некоторым вопросам шло навстречу населению. Под конец года частные медцентры получили право выдачи больничных листов, однако пока не придумали, как им воспользоваться. Эта норма вступит в силу только в феврале. Для того чтобы выдавать больничные листы, медцентры должны иметь врачебно-консультационную комиссию (ВКК), в состав которой входят специалисты, имеющие квалификацию эксперта в области состояния здоровья гражданина. Кроме того, надо наладить систему учета таких документов.
Предусматривается, что закрывать больничные листы граждане должны будут в том же медучреждении, где их и открывали.
Власти также уверили белорусов, что платить за посещение поликлиник пока не придется, и пообещали, что в скором будущем водителей не будут штрафовать за забытые дома права.
Экономить на всем
В общем и целом, в 2015 году жизнь граждан легче не стала.
Доходы сокращались — что в реальном, что в номинальном выражении, курс доллара стремительно рос, тарифы на коммунальные услуги также повышались ежеквартально. Единственное, что оставалось неизменным на протяжении почти всего года — цены на топливо. "Белнефтехим" повысил их в середине января — и больше не трогал.
И хотя инфляция за ростом курса доллара, благодаря усилиям властей, не поспевала, в целом белорусы в этом году учились экономить практически на всем.
Президент уже предупредил граждан, что 2016 год для страны будет тяжелым, как никогда. Сложности в экономике, мораторий на рост зарплат, повышение тарифов на ЖКХ и транспорт и очевидный на фоне проблем в реальном секторе экономики рост безработицы — вот такие подарки лежат сегодня под государственной новогодней елочкой.
Тем не менее, как показал предновогодний опрос Sputnik, накануне 1 января в Минске и ближайших его окрестностях оказались занятыми все бани и сауны, все места в агроусадьбах, в ресторанах и кафе практически не осталось свободных мест. То же самое можно сказать и о санаториях, праздничный ценник в которых побил самые смелые фантазии. И судя по тому, что отдых в Беларуси у обедневших россиян больше не в фаворе — все это сделано за счет граждан страны.