Евгений Казарцев, Sputnik.
Финалисты национального отбора в интервью Sputnik наперебой говорят о плохо развитом белорусском музыкальном рынке и низком интересе со стороны аудитории. Однако Ольга считает иначе — она думает, что публике белорусские артисты нужны, но они никак не могут узнать о своих же музыкантах.
"У нас нет никакой информационной поддержки. В СМИ нам говорят "мы вас не знаем — не будем о вас писать", но как же можно о ком-то узнать, если СМИ никогда не пишут, если на радиостанциях, которые ротируют песни белорусских артистов, не объявляют имя исполнителя, и слушатель, даже если ему понравилась песня, не имеет представления о том, что это наш, белорусский артист", — уверена артистка.
Аудитории, по мнению Шиманской, свои артисты, наоборот, нужны.
"Я думаю, белорусам очень нужны свои музыканты. Но СМИ не дают им расширять аудиторию, они откровенно плохо работают с отечественной культурой. Дело совсем не в публике, а в том, как это преподносится ей. У людей на слуху только громкие имена артистов, которые известны в стране на протяжении многих лет. А молодым артистам приходится раскручивать свое имя в социальных сетях", — рассказала Napoli.
Поэтому, полагает Шиманская, многие артисты и стремятся участвовать в отборе на Евровидение — "потому что он хотя бы освещается в прессе и на телевидении".
"В нашей стране это единственный масштабный конкурс, который привлекает такую широкую аудиторию. Люди этим интересуются, они обсуждают отбор на Евровидение, его участников, и потом уже нашего представителя. В конце концов, люди хотя бы на определенный период времени начинают слушать песни белорусских музыкантов", — призналась певица.
Отметила она и то, что у белорусов предвзятое отношение к своим артистам. "Они сразу думают, что это плохо — но, опять же, из-за отсутствия информации и интереса к белорусской музыке, который отсутствует годами из-за однообразности и "совковости" репертуара именитых артистов. А как раз молодежь сейчас и начинает делать качественную интересную музыку, идущую в ногу со временем", — думает Шиманская.
"Ни одной реальной звезды"
Вопреки ожиданиям многих, в финал национального отбора не прошли такие "ветераны" сцены, как "Песняры", "Чистый голос", певица Жанет и другие. Однако Napoli считает это только плюсом и показателем профессиональной работы жюри.
"Все сейчас в равных условиях — практически все одинаково неизвестные. Вот я открываю "Комсомолку", а там статья "В финале национального отбора на "Евровидение" нет ни одной реальной звезды". И это правда! Люди на улице не знают ни Napoli, ни Лешу Гросса, ни Леру Садовскую — никого. И мы все поэтому равны. Кого-то знает на сто людей больше, кого-то — на сто людей меньше", — сказала Ольга Шиманская.
О фаворитах и Зомби
Называть своих фаворитов среди конкурентов Napoli наотрез отказалась.
"Я вообще не выбираю для себя каких-то "любимчиков". В прошлом году, например, для меня фаворитами отбора была группа Александра Рыбака "Мілкі" — я думала, что они поедут на конкурс, ведь они были интересные и оригинальные. Но в итоге поехал Юзари — хотя и у него песня была хорошая… Так вот, почему я никого не выделяю: выстрелить может кто угодно — даже тот, от кого ты совсем не ожидаешь этого. Хотя в этом году все непредсказуемо. Из-за зрительского голосования объективно лучшая песня может занять последнее место, а объективно худшая — первое. Это будет битва фан-клубов, родственников финалистов и их друзей. Только минимальный процент незаинтересованных зрителей будет тратить на звонки и смс свои деньги", — объяснила певица.
Она согласилась рассказать о тех, кого ей не хватает в списке финалистов отбора. Среди названных Шиманской имен — певец Alen Hit, за которого певица болела.
На вопрос о том, почему, на ее взгляд, в финал не прошел зомби-бенд Sweet Brains, певица призналась, что тогда группа сразу и победила бы в отборе.
"Но мы же все понимаем: в финале отбора они бы победили при зрительском голосовании. Тут сыграло бы на руку то, как сильно их обсуждали в этом году. Кто у нас сидит в интернете: в основном, молодежь. Те же люди в Беларуси смотрят и Евровидение. Вот зомби-бенд бы и победил. Потому что сейчас у многих сложилось мнение, что на Евровидении главное не песня, а шоу. Мне нравится этот коллектив, но, возможно, жюри считает иначе", — пояснила она.
О своей песне
Автором песни "My universe", с которой Napoli пытается покорить Евровидение, стал Леонид Ширин — кстати, он же работает в этом году и с Кириллом Ермаковым, но Шиманскую это не смущает: "у нас с Кириллом абсолютно разные песни и образы".
"В мире сложная ситуация: теракты, кровопролития… И в песне не хотелось "заморачиваться" на любви — это банально. Не хотелось петь и о войне. Мы решили сделать немножечко "волшебства" — чтобы люди хотя бы на три минуты могли забыть о всех проблемах и погрузиться в такую мою вселенную", — так певица объяснила смысл и идею своей конкурсной песни.
Сейчас, по ее словам, она с продюсерами работает над новой аранжировкой песни — в финале отбора она прозвучит немного по-другому.
"Хотим ее сделать более современной по звучанию. К Новому году мы окончательную версию, я думаю, уже презентуем. Мы учитывали мнение и слушателей: внимательно всегда читаю все, что пишут на форумах и сайтах — как белорусских, так и европейских", — рассказала Шиманская.
О критике в интернете и плагиате
Сразу после презентации песни "My universe" множество интернет-пользователей заявили о том, будто бы эта композиция — плагиат на композицию Златы Огневич, которая представляла Украину на "Евровидении-2013" и заняла 3-е место. Ольга считает такие обвинения надуманными и признается, что ей отчасти даже приятно такое внимание.
"Знаете, в каждой песне из финала национального отбора я могу найти плагиат. Вообще в большинстве поп-музыки можно найти какие-то повторения. Мы обратились к автору песни Златы Огневич, который подтвердил, что никакого плагиата даже близко нет. Это две абсолютно разные песни. Но есть небольшая схожесть в используемых музыкальных инструментах и построении песни. Мы признаем, что это ошибка нашего аранжировщика. Поэтому и решили изменить аранжировку, во избежание лишних сравнений", — рассказала певица.
Так честный ли отбор?
Napoli заверяет: отбор на "Евровидение" в Беларуси проходит честно. Она не понимает упреки части белорусов, убеждающих, будто бы все на конкурсе куплено.
"Все честно, и во многом благодаря Ольге Шлягер (руководитель проекта "Евровидение" в Белтелерадиокомпании). И невозможно так искренне сыграть эмоции, которые были у Тео или Юзари в тот момент, когда их объявляли представителями от страны", — рассуждает певица.
Полагает показателем профессионального отбора исполнительница и то, что в финал отбора не вошли "многие музыканты с множеством связей и друзей". "Оценивали только песни и голоса, но никак не людей. Не было никакого "блата", — уверена Napoli.
В белорусском отборе этого года есть нововведение: теперь отбирать представителя на конкурс будут только телезрители.
"Выбор жюри всегда вызывает много споров и криков: мол, все куплено и заказано. А сейчас — пожалуйста, господа. За кого сами проголосуете — тот и поедет. И так всем спокойнее", — считает Шиманская.