Вера Дашкевич, Sputnik.
Украинский педиатр — доктор Евгений Комаровский — личность легендарная, безусловный авторитет для большинства продвинутых мам и страшный кошмар для старшего поколения. Мне, к примеру, так и не удалось переубедить нашего дедушку — к слову — доктора, что сопли у ребенка — это не повод отказываться от прогулок. Ходим тайком.
В детском саду "Комарик" гуляют даже в дождь, разрешают бегать в группе босиком и следят, чтобы температура в помещении не поднималась выше 20 градусов. А еще никого не заставляют есть кашу. Потому что нормальный ребенок, как считает Комаровский, должен быть худым и активным. Иными словами, здоровым.
Счастливый ребенок — прежде всего здоровый и только потом уже умеющий читать
Белорусский детский сад, работающий по методам доктора Комаровского, стал пятым на пространстве СНГ. Чтобы получить право открыть "Комарик" две подруги Виктория Алексеева и Елена Полякова, обе мамы маленьких девочек, около полугода вели сложные переговоры с Харьковом.
"Мы договор франшизы подписали аж в августе, а начали в марте. То есть мы уже делали детский сад, а переговоры все еще шли. Потому что для Комаровского все очень важно: и дом, и мы сами", — рассказывает Алексеева.
Что получилось в итоге: арендованный коттедж в поселке Ждановичи с собственной игровой площадкой. Три воспитателя на 12 постоянно находящихся в группе детей. Всего набрано 30, но часть пока ходит лишь несколько дней в неделю. В помещении, как рекомендует Комаровский и белорусский СанПиН, температура воздуха не поднимается выше 20 градусов. Работает парогенератор — увлажняет воздух.
В ливень, конечно, детей на улицу не тащат, но в моросящий дождь, подтвердила Алексеева, одевают в дождевички и выводят потопать. Есть не заставляют — это принцип.
"Никакого переедания. Разговоров типа "Посмотри, Алина, как Любочка хорошо кушает" у нас нет. Не поела, значит, недостаточно сегодня набегалась. Значит, добегается, потом попросит. Если ребенок не поел, но он хочет что-нибудь, яблоко мы предложим, но печенье — нет", — рассказала соучредитель "Комарика".
Чрезмерной образовательной нагрузки здесь нет, и это тоже принцип. По мнению Комаровского, "счастливый ребенок, прежде всего — ребенок здоровый и только потом уже умеющий читать и играть на скрипке". Но вместе с тем есть и рисование, и лепка, и танцы, и даже английский.
"В группе все время присутствует англоговорящий воспитатель. Она с детками на русский язык вообще не переходит. Она с ними играет, поет, танцует. И дети начинают говорить. Моя Люба уже начала говорить фразами", — рассказала Алексеева.
Беда с воспитателями: не знают Агнию Барто и курят
Одной из самых больших проблем, на удивление, оказалось найти воспитателей. Приглашать специалистов с большим опытом работы в государственных садах Алексеева не рискнула — побоялась, что такой педагог не сможет перестроиться, отказаться от привычных "агрессивно-подавляющих" методов воспитания. Молодые — поразили низким уровнем образования и культуры.
"Приведу пример. Мне позвонили из государственного детского сада и сказали: "Вот нас пять человек, можно мы попробуемся". Я начинаю их спрашивать: "Кто такая Агния Барто?". И вы представляете, воспитатель не знает, кто это. Причем это же не тест на эрудицию. Это тест на вашу квалификацию. И потом — они все поголовно курят. Я не приемлю курящего воспитателя, что это такое?!" — поделилась своими наблюдениями Алексеева. И добавила, что коллектив в итоге собирали буквально по крупицам.
Зато проблем с воспитанниками не было. Первые группы сформировались довольно быстро. Алексеева подчеркивает, что ориентировалась на средний класс и максимально ужималась в ценах. Если в России и Казахстане месячное пребывание в "Комарике" обходится родителям в 600 долларов, то в белорусском — 450.
"Если бы не мой ребенок, я бы не стала заниматься этим бизнесом, настолько он низкодоходный и тяжелый. Порой думаю, что лучше бы я открыла магазин с порошками, честное слово", — призналась Алексеева. С учетом недешевой франшизы, бизнес потребовал серьезных финансовых вложений. Кроме того, ей пришлось выдержать сразу два испытания — удовлетворить все требования Комаровского и белорусского законодательства.
Но, с другой стороны, конкурентная цена и известное имя позволили соучредителям довольно быстро сформировать первый сад, и задуматься над новыми проектами.
В планах: "Комарики" в регионах… и приезд Комаровского
Из 30 воспитанников первого "Комарика" лишь трое живут по соседству — в коттеджном поселке Ждановичи. Остальных возят с разных уголков Минска. Потому уже после нового года Алексеева и Полякова планируют начать набор детей в новый детский сад в деревне Дроздово, рассчитанный на маленьких жителей столичного микрорайона Уручье.
Кроме того, "Комарика" еще ждут в регионах.
"Регионы пока приторможу. Подожду, пока у меня здесь все придет в порядок. Думаю, к маю смогу все отладить. На примете Солигорск, потом, скорее всего, Брест и Жлобин", — рассказала Алексеева.
Комаровский — конечно, прежде всего, бренд. Франшиза предоставляет набор принципов ухода за ребенком, которым строго следуют в детских садах. Но получить консультацию легендарного педиатра тоже можно. В экстренных случаях этим правом может воспользоваться заведующая "Комариком". А в общем порядке — все родители воспитанников на специальной встрече. Раз в год Евгений Комаровский приезжает посмотреть, как обстоят дела в его дошкольных учреждениях. В Минске известного доктора ждут в мае.