Легенды авиации: грач, летающая корова, и другие небесные странники
10:03 16.12.2015 (обновлено: 14:28 05.07.2021)
Подписаться
Sputnik побывал в музее авиационной техники на Боровой, где на вечном приколе стоят лучшие образцы советской боевой и военно-транспортной авиации.
"К примеру, эксклюзивный самолет МиГ-25БМ, созданный для прорыва ПВО противника. Таких машин построили всего 40 штук, а в 1992 году их практически все списали. На сегодня сохранились только два таких самолета — один в Таганроге, второй у нас, в Минске", — рассказывает директор музея Юрий Петров.
Про каждый экспонат экспозиции музея он может говорить часами. Лучшие образцы техники и их краткая характеристика — в фотоленте Sputnik.
© Sputnik / Виктор ТолочкоУчебный вариант первого массового реактивного советского истребителя МиГ-15. После вывода последнего из состава армии стал одним из ведущих учебных самолетов, как для СССР, так и для стран Организации Варшавского договора. Производился с 1949 года.
1/26
© Sputnik / Виктор Толочко
Учебный вариант первого массового реактивного советского истребителя МиГ-15. После вывода последнего из состава армии стал одним из ведущих учебных самолетов, как для СССР, так и для стран Организации Варшавского договора. Производился с 1949 года.
© Sputnik / Виктор ТолочкоМиГ-21 является наиболее выдающимся советским истребителем 1960-70-х годов. МиГ-21 является одним из самых массовых самолетов мира. Серийно он выпускался 28 лет (с 1959 по 1986-й). Состоял на вооружении и использовался в ВВС более чем 65 стран. Советскими летчиками за характерный внешний вид был прозван "Балалайкой".
2/26
© Sputnik / Виктор Толочко
МиГ-21 является наиболее выдающимся советским истребителем 1960-70-х годов. МиГ-21 является одним из самых массовых самолетов мира. Серийно он выпускался 28 лет (с 1959 по 1986-й). Состоял на вооружении и использовался в ВВС более чем 65 стран. Советскими летчиками за характерный внешний вид был прозван "Балалайкой".
© Sputnik / Виктор ТолочкоОдноместный реактивный истребитель-перехватчик первого поколения МиГ-19. Считался лучшим самолетом своего времени благодаря выдающейся скороподъемности. Был первым сверхзвуковым истребителем в мире, который выпускался серийно с начала 1950-х годов.
3/26
© Sputnik / Виктор Толочко
Одноместный реактивный истребитель-перехватчик первого поколения МиГ-19. Считался лучшим самолетом своего времени благодаря выдающейся скороподъемности. Был первым сверхзвуковым истребителем в мире, который выпускался серийно с начала 1950-х годов.
© Sputnik / Виктор ТолочкоДиректор музея авиационной техники Юрий Петров. Про каждый экспонат экспозиции музея он может рассказывать часами.
4/26
© Sputnik / Виктор Толочко
Директор музея авиационной техники Юрий Петров. Про каждый экспонат экспозиции музея он может рассказывать часами.
© Sputnik / Виктор ТолочкоОдноместный сверхзвуковой самолет прорыва ПВО противника МиГ-25БМ, оснащенный радиоэлектронным и огневым подавлением. Этот экземпляр был построен в 1985 году и является одним из последних выпущенных МиГ-25 этой модификации. Таких самолетов сохранилось всего два – один в Таганроге, второй в Минске.
5/26
© Sputnik / Виктор Толочко
Одноместный сверхзвуковой самолет прорыва ПВО противника МиГ-25БМ, оснащенный радиоэлектронным и огневым подавлением. Этот экземпляр был построен в 1985 году и является одним из последних выпущенных МиГ-25 этой модификации. Таких самолетов сохранилось всего два – один в Таганроге, второй в Минске.
© Sputnik / Виктор ТолочкоРеактивный истребитель четвертого поколения МиГ-29 - один из лучших представителей в своем классе. Машина спроектирована для завоевания превосходства в воздухе в зоне боевых действий. Кроме этого может выполнять задачи и на небольших удалениях от фронта.
6/26
© Sputnik / Виктор Толочко
Реактивный истребитель четвертого поколения МиГ-29 - один из лучших представителей в своем классе. Машина спроектирована для завоевания превосходства в воздухе в зоне боевых действий. Кроме этого может выполнять задачи и на небольших удалениях от фронта.
© Sputnik / Виктор ТолочкоПо своим характеристикам МиГ-29 предназначен для борьбы с авиацией противника, прикрытия войск и тыловых объектов от ударов с воздуха, противодействия воздушной разведке противника днем и ночью в любых погодных условиях.
7/26
© Sputnik / Виктор Толочко
По своим характеристикам МиГ-29 предназначен для борьбы с авиацией противника, прикрытия войск и тыловых объектов от ударов с воздуха, противодействия воздушной разведке противника днем и ночью в любых погодных условиях.
© Sputnik / Виктор ТолочкоОдноместный фронтовой реактивный истребитель-бомбардировщик Су-7БМК. Был создан в качестве ответа на американские F-100 и F-101. Стал первым советским истребителем ОКБ Сухого, способным развивать сверхзвуковую скорость. Прослыл самым аварийным самолетом СССР.
8/26
© Sputnik / Виктор Толочко
Одноместный фронтовой реактивный истребитель-бомбардировщик Су-7БМК. Был создан в качестве ответа на американские F-100 и F-101. Стал первым советским истребителем ОКБ Сухого, способным развивать сверхзвуковую скорость. Прослыл самым аварийным самолетом СССР.
© Sputnik / Виктор ТолочкоИстребитель-бомбардировщик Су-17. Первый советский самолет с изменяемой геометрией крыла. Серийно выпускался с 1969 года. Состоял на вооружении вплоть до 1990 года.
9/26
© Sputnik / Виктор Толочко
Истребитель-бомбардировщик Су-17. Первый советский самолет с изменяемой геометрией крыла. Серийно выпускался с 1969 года. Состоял на вооружении вплоть до 1990 года.
© Sputnik / Виктор ТолочкоМи-2У - первый многоцелевой отечественный вертолет с газотурбинными двигателями. Впервые поднялся в воздух в 1961 году. На фото – учебно-тренировочная модификация вертолета. Вертолеты этой модели используются по сей день.
10/26
© Sputnik / Виктор Толочко
Ми-2У - первый многоцелевой отечественный вертолет с газотурбинными двигателями. Впервые поднялся в воздух в 1961 году. На фото – учебно-тренировочная модификация вертолета. Вертолеты этой модели используются по сей день.
© Sputnik / Виктор ТолочкоМногоцелевой вертолет Ми-8Т. Самый массовый двухдвигательный вертолет в мире. Популярен как у военных, так и у гражданских. Эта модель способна перевозить грузы до четырех тонн в кабине или трех тонн на подвеске. Транспортный вариант оснащен также пилонами для подвески оружия.
11/26
© Sputnik / Виктор Толочко
Многоцелевой вертолет Ми-8Т. Самый массовый двухдвигательный вертолет в мире. Популярен как у военных, так и у гражданских. Эта модель способна перевозить грузы до четырех тонн в кабине или трех тонн на подвеске. Транспортный вариант оснащен также пилонами для подвески оружия.
© Sputnik / Виктор ТолочкоТранспортно-боевой вертолет Ми-24П. Первый в СССР и второй в мире специализированный боевой вертолет, получивший прозвище "Летающая БМП" за отличные показатели брони. Серийно выпускался с 1971 года.
12/26
© Sputnik / Виктор Толочко
Транспортно-боевой вертолет Ми-24П. Первый в СССР и второй в мире специализированный боевой вертолет, получивший прозвище "Летающая БМП" за отличные показатели брони. Серийно выпускался с 1971 года.
© Sputnik / Виктор ТолочкоМодель Ми-24П является пушечным вариантом вертолета. Оснащена двуствольной пушкой ГШ-30 калибром 30 мм.
13/26
© Sputnik / Виктор Толочко
Модель Ми-24П является пушечным вариантом вертолета. Оснащена двуствольной пушкой ГШ-30 калибром 30 мм.
© Sputnik / Виктор ТолочкоМногоцелевой транспортный вертолет Ми-26 - самый крупный в мире. Впервые поднялся в воздух в 1977 году. Способен перевозить грузы до 20 тонн. Также используется в гражданской авиации. Военные используют его для перевозки десанта и боевых машин. Получил прозвище "летающая корова".
14/26
© Sputnik / Виктор Толочко
Многоцелевой транспортный вертолет Ми-26 - самый крупный в мире. Впервые поднялся в воздух в 1977 году. Способен перевозить грузы до 20 тонн. Также используется в гражданской авиации. Военные используют его для перевозки десанта и боевых машин. Получил прозвище "летающая корова".
© Sputnik / Виктор ТолочкоИл-14П - основной пассажирский самолет Аэрофлота середины 1950-х годов. Для своего времени самолет был надежным и безопасным, однако в середине 60-х морально устарел и был вытеснен на региональные авиационные линии. Отдельного внимания заслуживает серия, которая была построена для работ в арктических условиях.
15/26
© Sputnik / Виктор Толочко
Ил-14П - основной пассажирский самолет Аэрофлота середины 1950-х годов. Для своего времени самолет был надежным и безопасным, однако в середине 60-х морально устарел и был вытеснен на региональные авиационные линии. Отдельного внимания заслуживает серия, которая была построена для работ в арктических условиях.
© Sputnik / Виктор ТолочкоАн-26ЛЛ - Летающая лаборатория, разработанная на базе Ан-24. Впервые совершил полет в 1969 году, в серийное производство попал в 1970 году. Эта машина оборудовалась как для перевозки грузов, так и для транспортировки людей. Специально для этого салон самолета кондиционировался.
16/26
© Sputnik / Виктор Толочко
Ан-26ЛЛ - Летающая лаборатория, разработанная на базе Ан-24. Впервые совершил полет в 1969 году, в серийное производство попал в 1970 году. Эта машина оборудовалась как для перевозки грузов, так и для транспортировки людей. Специально для этого салон самолета кондиционировался.
© Sputnik / Виктор ТолочкоЛегкий транспортный самолет Ан-2. Дебютный самолет конструкторского бюро Антонова. Единственный в мире самолет, который выпускался серийно более 60 лет. По сей день используется для перевозки грузов и пассажиров. Летчики и инженеры ценят этот самолет за его простоту и пригодность для использования в любых условиях.
17/26
© Sputnik / Виктор Толочко
Легкий транспортный самолет Ан-2. Дебютный самолет конструкторского бюро Антонова. Единственный в мире самолет, который выпускался серийно более 60 лет. По сей день используется для перевозки грузов и пассажиров. Летчики и инженеры ценят этот самолет за его простоту и пригодность для использования в любых условиях.
© Sputnik / Виктор ТолочкоВоенно-транспортный самолет Ан-12Б. Предназначен для перевозки техники и грузов. Эксплуатируется с 1957 года. Долгое время этот самолет был основным у воздушно-десантных войск.
18/26
© Sputnik / Виктор Толочко
Военно-транспортный самолет Ан-12Б. Предназначен для перевозки техники и грузов. Эксплуатируется с 1957 года. Долгое время этот самолет был основным у воздушно-десантных войск.
© Sputnik / Виктор ТолочкоКабина Ан-12.
19/26
© Sputnik / Виктор Толочко
Кабина Ан-12.
© Sputnik / Виктор ТолочкоФронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Су-24М. Этот самолет предназначен для высокоточных ракетно-бомбовых ударов. Эта модель – первый тактический самолет, в конструкции которого был интегрирован один из первых авиационных компьютеров. Аналогичную модель самолета сбили турецкие ВВС 24 ноября 2015 года в воздушном пространстве Сирии.
20/26
© Sputnik / Виктор Толочко
Фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Су-24М. Этот самолет предназначен для высокоточных ракетно-бомбовых ударов. Эта модель – первый тактический самолет, в конструкции которого был интегрирован один из первых авиационных компьютеров. Аналогичную модель самолета сбили турецкие ВВС 24 ноября 2015 года в воздушном пространстве Сирии.
© Sputnik / Виктор ТолочкоОдноместный бронированный дозвуковой самолет-штурмовик Су-25. Эта машина сделана для оказания непосредственной авиационной поддержки войскам. Способна участвовать в боевых действиях как днем, так и ночью. Главное – видимость цели и необходимые координаты. Всепогоден. Состоит на вооружение с 1981 года. За свой внешний вид получил у военных прозвище "Грач".
21/26
© Sputnik / Виктор Толочко
Одноместный бронированный дозвуковой самолет-штурмовик Су-25. Эта машина сделана для оказания непосредственной авиационной поддержки войскам. Способна участвовать в боевых действиях как днем, так и ночью. Главное – видимость цели и необходимые координаты. Всепогоден. Состоит на вооружение с 1981 года. За свой внешний вид получил у военных прозвище "Грач".
© Sputnik / Виктор ТолочкоЛ-29 - массовая учебная машина, через которую прошли практически все боевые пилоты СССР. Поставки самолета начались в 1963 году. Последний самолет прекратили эксплуатировать в России в 1992 году.
22/26
© Sputnik / Виктор Толочко
Л-29 - массовая учебная машина, через которую прошли практически все боевые пилоты СССР. Поставки самолета начались в 1963 году. Последний самолет прекратили эксплуатировать в России в 1992 году.
© Sputnik / Виктор ТолочкоМногоцелевой боевой самолет Як-28ПП. Дебютировал в небе в 1958 году. Интересен тем, что использовался по самым разным направлениям. Выпускался в модификациях легкого высотного сверхзвукового фронтового бомбардировщика, перехватчика, разведчика, самолета РЭБ, учебно-тренировочного самолета. Конкретно эта модель была построена для подавления радиотехнических средств ПВО противника.
23/26
© Sputnik / Виктор Толочко
Многоцелевой боевой самолет Як-28ПП. Дебютировал в небе в 1958 году. Интересен тем, что использовался по самым разным направлениям. Выпускался в модификациях легкого высотного сверхзвукового фронтового бомбардировщика, перехватчика, разведчика, самолета РЭБ, учебно-тренировочного самолета. Конкретно эта модель была построена для подавления радиотехнических средств ПВО противника.
© Sputnik / Виктор ТолочкоДвухместный барражирующий истребитель-перехватчик Як-25. Был разработан ОКБ в начале 1950-х годов, а в первый полет отправился в 1952 году. Эта машина была дозвуковой. Поэтому Як-25 не мог перехватывать реактивные стратегические бомбардировщики и был снят с вооружения в начале 1960-х.
24/26
© Sputnik / Виктор Толочко
Двухместный барражирующий истребитель-перехватчик Як-25. Был разработан ОКБ в начале 1950-х годов, а в первый полет отправился в 1952 году. Эта машина была дозвуковой. Поэтому Як-25 не мог перехватывать реактивные стратегические бомбардировщики и был снят с вооружения в начале 1960-х.
© Sputnik / Виктор ТолочкоМногоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель четвертого поколения Су-27П. Создан для завоевания воздушного превосходства в воздухе. Многие эксперты считают эту машину лучшим самолетом ХХ века. Впервые взлетел в 1977 году. На его основе разработано множество современных российских самолетов, в том числе Су-33 и Су-35.
25/26
© Sputnik / Виктор Толочко
Многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель четвертого поколения Су-27П. Создан для завоевания воздушного превосходства в воздухе. Многие эксперты считают эту машину лучшим самолетом ХХ века. Впервые взлетел в 1977 году. На его основе разработано множество современных российских самолетов, в том числе Су-33 и Су-35.
© Sputnik / Виктор ТолочкоПриборная панель самолета Ан-12Б.
26/26
© Sputnik / Виктор Толочко
Приборная панель самолета Ан-12Б.