Елена Васильева, Sputnik.
Самолет Светланы Алексиевич прилетел на 15 минут раньше запланированного, а собравшаяся к этому моменту в аэропорту толпа уже ждала ее с букетами красных гербер и белых роз.
"Она говорила, что любит белые и красные цветы, вот с такими мы и пришли", – рассказывали встречающие, держащие руках книги Алексиевич – старые издания и совсем новые, на обложке которых уже было написано "Нобелевская премия по литературе".
Алексиевич еще не вышла из самолета, а люди обсуждали ее книги.
"Она написала про маленьких людей, про таких, как я. Она первая, кто написал обо мне", – слышалось со слезами в толпе.
Встречающих переполняла гордость за своего Нобелевского лауреата. Через толпу пропустили Юлию Чернявскую, подругу Алексиевич – она должна была оберегать писательницу от размаха народной любви, в Стокгольме Алексиевич заболела и передала встречающим, что хоть и бесконечно благодарна за теплый прием, объятий лучше избежать.
Таких встреч аэропорт, пожалуй, еще не видел и оказался не готов. Когда Алексиевич наконец вышла к встречающим, над толпой подняли плакат "Мы вами гордимся", а люди не сразу поняли, какой слоган обрадует лауреата больше: "гордимся", "дзякуй" или "Нобель – наш!".
Алексиевич была рада любому – получив награду из рук шведского короля, с не меньшей благодарностью она принимала и букеты, которые пришлось потом сложить в багажник, и каравай.
Писательница медленно продвигалась к выходу из аэропорта, сопровождаемая процессией встречающих, на ходу подписывала "Время second-hand" и "Чернобыльскую молитву".
Национальный аэропорт в этот день уравнял всех – в компании Нобелевского лауреата одинаково желали оказаться и экс-кандидаты на выборах разных лет – Александр Милинкевич, Татьяна Короткевич и лидер БНФ Алексей Янукевич. Но все здесь были просто "неравнодушными белорусами" – именно так окрестили себя встречающие.
"Я летел с ней в самолете, люди постоянно подходили с просьбами об автографах – Алексиевич подписывала открытки, книжки, никому не отказала", – рассказал случайный попутчик Алексиевич Артем Холод.
"Мы случайно приехали в аэропорт, а тут – Нобелевский лауреат", – сказал корреспонденту Sputnik из встречающих Владимир.
Большинство людей пришли целенаправленно, некоторые – с детьми.
"Хочу сфотографировать дочку с Алексиевич, однажды это фото станет легендарным", – рассказала одна из встречающих писательницу. Девочка стояла рядом и сжимала в руках несколько гербер – позже цветы передаст Алексиевич поклонник писательницы постарше, девочке не удалось в толпе пробраться к Светлане.
Алексиевич всех благодарила, пока публика скандировала "Дзякуй!". Писательница, очевидно тронутая таким теплым приемом, отвечала просто: "Спасибо, спасибо…"
"Сейчас журналисты разойдутся, останутся нормальные люди, и мы вручим ей цветы", – обсуждали в сторонке две девушки с красными герберами и книгами – вещами, которые превратились в своеобразный дресс-код церемонии встречи писательницы.
Журналисты все не расходились, но и "нормальные люди" надеялись пообщаться с нобелевским лауреатом. Алексиевич наконец дошла до машины, цветы погрузили, багаж – отыскали, и автомобиль с нобелевским лауреатом уехал.
Встречающие остались у входа в аэропорт обсуждать, как потом в красках будут рассказывать об этой встрече знакомым.